Новости достоевский образование

Участниками акции «Наш Достоевский» стали представители правительства Омской области, и первым — глава региона Александр Бурков, сообщает «12 канал».

Мединский заявил, что школьникам не надо навязывать Достоевского

А те, кто понял писателя уже сегодня, — это особые школьники, сказал Мединский на презентации тематического номера журнала «Историк», посвященном 200-летию писателя, в книжном клубе «Достоевский». Он пояснил, что это не значит, что Достоевского не надо изучать в школе, это стоит делать совершенно по-другому, пишет ТАСС. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало , что в МЭШ подготовлена подборка к 200-летнему юбилею Федора Достоевского.

В кулуарах Министерства культуры два года назад была намечена протокольная встреча, которая растянулась на три с половиной часа, настолько обе стороны прониклись идеей совместных проектов. А уже весной прошлого года года была осуществлена серьезная детализация, поиск театра и труппы.

У профессионала, признается Маркевич, взор пал именно на театр имени Горького, в котором она осталась в восторге от великолепной жизненной игры актеров на сцене. Ведь именно эти качества особенно востребованы в творчестве русского философа.

Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства.

Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье.

Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь. Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6.

Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками.

Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка.

Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В числе молившихся в храме были настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария Солодовникова и насельницы обители. После пострига митрополит Антоний обратился к монахине Екатерине со словом напутствия.

Кем по профессии был писатель Достоевский. Где учат быть самым читаемым писателем в мире

В ходе общения кадеты смогли задать митрополиту Аристарху и Алексею Дмитриевичу Достоевскому свои вопросы и получить на них ответы. Ася подчеркивает: Достоевский следил за новостями, был в курсе происходящего. Новости по теме "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского". Об этом сообщает пресс-служба университета. На заседании присутствовали замминистра науки и высшего образования России Пётр. В то же время Мединский отметил, что Достоевского, безусловно, надо изучать в школе. По программе софинансирования с Омской областной организацией Общероссийского Профсоюза образования. Если ученые нашего омского ВУЗа все-таки одобрят инициативу, то ОмГУ имени Достоевского поменяет статус уже в этом году.

«Нам не простили трех вещей». Кто и как привел ОмГУ им. Достоевского к разрухе

Не так давно запись была обнаружена в Новосибирске, случайно, во время работы архивистов с документами. Не каждый провинциальный архив может похвастать документом, содержащим запись об известном писателе». Супруги прожили вместе семь лет. Детей в первом браке у Достоевского не было. Мария Дмитриевна умерла от туберкулёза в 1864 году. К тому времени Фёдор Михайлович уже был знаменит. Роман о сибирской каторге «Записки из Мёртвого дома» принесли писателю мировую известность.

Сибирь дала ему гораздо больше славы. Премьеру фильма «Достоевский в Сибири» можно увидеть на Ютуб-канале новосибирских «Вестей».

Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет. Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич. Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков.

Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным». Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского. Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах. Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков.

Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике. Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится.

Бороться с Путиным, ведя себя как Путин, дисквалифицирует это решение без обжалования». Некоторые итальянские политики тоже высказали свое возмущение этим запретом. Никола Фратоянни, лидер итальянских левых: «Культура — самое мощное противоядие от войны и насилия. Остановить культуру — глупый и насильственный выбор. Немедленно прекратите эту адскую карусель!

Фратоянни также заявил, что в ближайшие несколько часов представит правительству парламентский вопрос об этом сюрреалистическом эпизоде.

Каждый месяц журнал открывается главной темой, посвященной тем или иным историческим личностям, резонансным событиям, острым проблемам. Октябрьский номер, приуроченный к 200-летию Достоевского, стал 82-м за время существования издания. В нем собраны научные, филологические, исторические статьи, исследующие жизнь и творчество Достоевского, историю издания его произведений. Также в номере опубликовано интервью художественного руководителя Государственного театра наций народного артиста РФ Евгения Миронова , много раз игравшего героев произведений Достоевского и самого писателя.

Правила комментирования

  • Достоевский Федор Михайлович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
  • Биография — Фёдор Достоевский
  • Федор Достоевский - биография, жизнь и творчество писателя
  • Комитет по образованию
  • В университете Милана захотели запретить Достоевского
  • Федор Михайлович Достоевский

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие.

Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются. Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор. Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей.

Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром.

Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский? Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести».

Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф.

Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом.

Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф.

Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне.

Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов.

Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами.

Это глубокие философские произведения, с серьёзными рассуждениями на разные темы. Не может ребёнок понять всей их глубины», — цитирует Вербицкую «Росбалт». В то же время Вербицкая предлагает включить в курс школьной программы изучение Библии. Об этом она сообщила в интервью Агентству городских новостей «Москва».

Все материалы находятся в свободном доступе, на бесплатной основе. Из отдельных лекций и серий лекций можно собрать полноценные образовательные программы. Помимо онлайн-формата, мы организуем оффлайн-мероприятия.

Встречи с авторами книг, театральными деятелями, музейным специалистами, медийными лицами. Мы также проводим живые трансляции, которые можно посмотреть на live-канале Лектория на YouTube.

Участники Клуба побывали в жилых комнатах квартиры, посетили детскую маленького Федора, где он жил с братом. Вместе с экскурсоводом педагоги прошли по залам второго этажа, в которых представлен драматичный, насыщенный событиями и трудами жизненный путь Достоевского. Даля по научной работе, руководитель Московского дома Достоевского Павел Фокин рассказал о современной трактовке биографии писателя и его произведений. Из лекции учителя узнали о современных подходах к пониманию жизни и творчества Достоевского. Многие из них, искажая подлинный облик писателя, прочно вошли в массовую культуру.

Не избежал мифологии и образ, который преподносится школьникам и студентам. И это несмотря на то, что наука о Достоевском, опираясь на документальные факты и объективные свидетельства, давно развеяла все домыслы и сплетни. Экспозиция Московского дома Достоевского построена с учетом этих сведений и предлагает посетителю увидеть Достоевского в более адекватном освещении. То же можно сказать и о романах Достоевского, которые имеют более чем вековую историю изучения и интерпретации, и так же порой истолковываются превратно и ошибочно», — отметил Павел Фокин.

Официально назначен ректор ОмГУ имени Достоевского

Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Алексей Достоевский, праправнук Федора Достоевского: «Писательство – это болезнь. 15 мая 2021 года в институте состоялась Международная студенческая онлайн-олимпиада «Достоевский и мы». Происхождение и образование Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.

«Нам не простили трех вещей». Кто и как привел ОмГУ им. Достоевского к разрухе

Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского. Новости, фото и видео Федор Достоевский в Саратове. Материалы про персону Федор Достоевский в Саратовской области за неделю и за месяц. Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского в ОмГУ меняет траекторию. Участниками акции «Наш Достоевский» стали представители правительства Омской области, и первым — глава региона Александр Бурков, сообщает «12 канал». Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному.

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский. В акции «Наш Достоевский» приняли участие представители правительства Омской области и губернатор Александр Бурков, который с выражением цитирует Достоевского. Творчество Ф.М. Достоевского: образ, стиль, философия, контекст (к 200-летнему юбилею писателя). Ректором Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Ректором Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин.

Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»

Омск Виктор Вайнерман. У него нет ни одной строчки, которая была бы написана равнодушной рукой». Его в Тобольске по дороге в Омский острог Достоевскому подарили жёны декабристов. Ногтем и ножом Достоевский отмечал важные места.

Тобольск Татьяна Грязнова. Факсимильное издание, точная копия Евангелия Достоевского, хранится в Новосибирской областной научной библиотеке. Сибирь для писателя стала местом суровых испытаний, местом силы и местом встреч.

С первой женой Достоевский встретился в Семипалатинске. Туда его после омской каторги отправили в бессрочную ссылку солдатом в Сибирский линейный полк. Первая любовь писателя Мария Дмитриевна Исаева была женой местного чиновника: любовь и причина неимоверных страданий.

Можно выделить несколько основных аспектов, оговоренных писателем в различных источниках. Главными факторами формирования национальной личности Достоевский полагал семью, школу, русский язык и литературу. Размышляя о русском национальном укладе, Достоевский совершает истинное открытие, предложив актуальную и сегодня, точную и емкую типологию русского семейства. Писатель рассматривает три типа русского семейства: «случайное» 1, 25; 173 , «ленивое» 1, 20; 181 и «благочестивое» 1, 21; 134. Мыслитель утверждал, что лишь в лоне «благочестивого семейства», основанного на принципах любви и взаимопонимания, ориентированного на религиозное и «гражданственное» воспитание, формируется истинная национальная личность.

В «исконную русскую идеологию семьи» В. Владимирцев Достоевский включает такие понятия, как основательность, благочестие, «попечительная родительская любовь к детям», забота не только о материальном, но и нравственном, душевном благополучии своего чада, любовные отношения родных и близких, воспитание «сердечной веры» в Христа, благочестие, добротолюбие, красотолюбие, соборность как принцип взаимоотношений с людьми, ощущение причастности своей жизни к мировому всеединству. Все эти понятия ребенок впитывает вместе с живой русской речемыслью, которой так дорожат в «благочестивом семействе». Достоевский утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» 1, 22; 9. Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек.

Достоевский был убежден, что «создается общество началами нравственными» 1, 24; 184 , и эти нравственные начала закладываются в семье. Поэтому историческая судьба государства целиком зависит от семьи, от качества и направленности семейного, родительского воспитания. Конечно, замечает писатель, «мы любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на ней крепко стоит государство» 1, 22; 72. Святость семьи для Достоевского - идея особенно дорогая. Он воспринимал семью как Малую Церковь, как некое духовно-родственное образование, в котором формируется человеческая душа, где ребенок получает первоначальное духовное воспитание, учится любви и взаимопониманию и впитывает основы христианского миропонимания.

Трагедию современной ему и грядущей эпох Достоевский усматривал в том, что в российском государстве все больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и все меньше - истинно русских «благочестивых семейств». Особенно волновала Достоевского связанная с проблемой «русского семейства» идея связи поколений. Рассуждая о государственной ответственности родителей за воспитание детей, Достоевский писал: «... Без нее нельзя «взрастить поколение и пустить его в жизнь! В «Дневнике писателя» за 1877 год Достоевский пишет: «Современное русское семейство становится все более случайным семейством.

Именно случайное семейство -вот определение современной русской семьи» 1, 25; 173. Именно в такие эпохи возрастает роль семьи, роль отцов, которые должны стать духовными наставниками для своих детей. Но «случайность современного русского семейства» и состоит по Достоевскому «в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь» 1, 15; 178. И пусть потом дети отказались бы от этой идеи, «исправили бы ее для своих уже детей, но все же самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи - есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно, подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, - но порядка» 1, 15; 178. Достоевский был убежден, что духовное воспитание в семье не зависит от ее благосостояния.

Мало хорошо одевать и кормить детей, мало нанимать им хороших гувернанток и учителей, - нужен «отец семейства», нужна настоящая семья. Чтобы юноша не вышел в жизнь «один как перст», чтобы устоял в борьбе с соблазнами и невзгодами, сердце его должно быть прочно связано с прошлым, с семейством, с детством. Более того, из богатых семей дети даже чаще выходят без достаточного запаса важных впечатлений и истин. А что тогда говорить о тех семьях, где нет достатка, а «леность» отцов такова, что «детки уже в высшей степени оставлены на случайность! Нужда, забота отцов отражаются в их сердцах с детства мрачными картинами, воспоминаниями иногда самого отравляющего свойства.

Дети вспоминают до глубокой старости малодушие отцов, ссоры в семействах, споры, обвинения, горькие попреки и даже проклятия на них, на лишние рты, и, что хуже всего, вспоминают иногда подлость отцов, низкие поступки из-за достижения мест, денег, гадкие интриги и гнусное раболепство. И долго потом в жизни, может, всю жизнь, человек склонен слепо обвинять этих прежних людей, ничего не вынеся из своего детства, чем бы мог он смягчить эту грязь воспоминаний и правдиво, реально, а стало быть, и оправдательно взглянуть на тех прошлых, старых людей, около которых так уныло протянулись его первые годы.

Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы.

Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем».

Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78]. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое.

В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним.

Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85].

Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св.

Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве.

Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92].

По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96].

Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д.

В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея.

До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге.

Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи.

С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Герб Ртищевых, на котором были изображены полумесяц, шестиугольная звезда и пара вооружённых татар, указывает на неправославное происхождение рода [13] [12]. Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой [14] [15]. Пинская ветвь Достоевских на протяжении почти двух веков упоминалась в различных документах, но со временем интегрировалась польско-литовским государством , утратив дворянство [16] [17]. В это же время резко сократилось количество упоминаний фамилии в исторических документах [17]. Исследователи не обнаружили однозначной связи писателя с основателем рода Данилой Иртищевым [18] [19]. Для преодоления генеалогического разрыва в несколько поколений исследователи использовали метод реконструкции [20]. Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных. Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. В 1775 году вместе с отцом и братьями перебрался в Брацлавское воеводство , которое после второго раздела Речи Посполитой вошло в состав Российской империи. С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы [21]. Согласно обнаруженным документам, Михаил Достоевский родился в 1789 году в селе Войтовцы [22] , в 1802 году поступил в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре [23].

В августе 1809 года Александр I издал указ об определении в Императорскую медико-хирургическую академию дополнительно 120 человек из духовных академий и семинарий [24]. Михаил Достоевский успешно сдал экзамены и 14 октября 1809 года вступил в число казённых воспитанников по медицинской части в московское отделение академии [25]. Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых» [26] , а позже боролся с эпидемией тифа [27]. В апреле 1818 года Михаил Достоевский был переведён ординатором в военный госпиталь в Москве [28] , где вскоре через коллегу познакомился с Марией Нечаевой, дочерью купца 3-й гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии [29]. Торговля Нечаева в суконном ряду процветала до нашествия Наполеона , после которого купец лишился практически всего своего состояния [30]. Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31]. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35]. Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома.

В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам.

По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу.

По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53].

Аннотация: В статье рассматриваются воззрения Ф. Достоевского на сущность, цели и задачи национального воспитания и образования, являющиеся составной частью его учения о «русской идее». Утверждая, что основы личности закладываются в раннем детстве, Достоевский особое внимание уделяет семейному воспитанию, разрабатывая типологию «русского семейства» и выделяя три его типа: «ленивое», «случайное» и «благочестивое». Главную задачу государственного строительства писатель видит в формировании «национальной личности», возможном лишь при помощи продуманной и выстроенной в соответствии с национальными интересами системы воспитания и образования, как школьного, так и высшего. Решающую роль в этом процессе Достоевский отводит семье, школе и национальному учителю. В творчестве Ф. Достоевского нет «оформленного» в определенную систему учения о воспитании и образовании. Но нет у писателя произведения, в котором бы в той или иной степени эти проблемы не поднимались. Поступки, судьбы героев его романов так или иначе объясняются тем, в каких семьях и как они росли и воспитывались, какое образование получили, как происходило в связи с этим их самоопределение в обществе и мире. Можно сказать, что мысли Достоевского о воспитании и образовании являются неотъемлемой частью его учения о «русской идее», представляющей собою обширный эйдологический комплекс, включающий в себя не только представления о сущности национального сознания и характера, но и основных векторах его развития -всечеловеческом и национальном. Мыслитель утверждал, что русская национальная идея является неотъемлемой частью «общечеловеческой идеи» 1, 23; 31 , более того, становясь идеей государственной, «русская идея» органически перерастает из общенациональной идеи во всечеловеческую. Необходимость формирования национальной русской идеи Достоевский связывал с проблемой будущности государства как самостоятельной национальной единицы. Он был убежден: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее» 1, 26; 155. Достоевский верил в идею общечеловечности, сущность которой полагал в том, что «падут когда-нибудь, перед светом разума и сознания, естественные преграды и предрассудки, разделяющие до сих пор свободное общение наций эго -измом национальных требований, и что тогда только народы заживут одним духом и ладом, как братья, разумно и любовно стремясь к общей гармонии». И нет ничего выше и «святее этой веры» 1, 25; 19. Являясь составной часть «русской идеи», «национальная идея» призвана осуществить миссию национального мироустройства, выполнив следующие функции: стать основой национальной самоидентификации народа; способствовать внутринациональному примирению между народом и «образованным классом»; содействовать формированию истинной «русской национальной личности»; стать основой национального искусства, призванного духовно преобразить нацию: «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение» 1, 25; 20. Задумывался Достоевский и над задачами формирования такой личности. Можно выделить несколько основных аспектов, оговоренных писателем в различных источниках. Главными факторами формирования национальной личности Достоевский полагал семью, школу, русский язык и литературу. Размышляя о русском национальном укладе, Достоевский совершает истинное открытие, предложив актуальную и сегодня, точную и емкую типологию русского семейства. Писатель рассматривает три типа русского семейства: «случайное» 1, 25; 173 , «ленивое» 1, 20; 181 и «благочестивое» 1, 21; 134. Мыслитель утверждал, что лишь в лоне «благочестивого семейства», основанного на принципах любви и взаимопонимания, ориентированного на религиозное и «гражданственное» воспитание, формируется истинная национальная личность. В «исконную русскую идеологию семьи» В. Владимирцев Достоевский включает такие понятия, как основательность, благочестие, «попечительная родительская любовь к детям», забота не только о материальном, но и нравственном, душевном благополучии своего чада, любовные отношения родных и близких, воспитание «сердечной веры» в Христа, благочестие, добротолюбие, красотолюбие, соборность как принцип взаимоотношений с людьми, ощущение причастности своей жизни к мировому всеединству. Все эти понятия ребенок впитывает вместе с живой русской речемыслью, которой так дорожат в «благочестивом семействе». Достоевский утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» 1, 22; 9. Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек. Достоевский был убежден, что «создается общество началами нравственными» 1, 24; 184 , и эти нравственные начала закладываются в семье. Поэтому историческая судьба государства целиком зависит от семьи, от качества и направленности семейного, родительского воспитания. Конечно, замечает писатель, «мы любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на ней крепко стоит государство» 1, 22; 72. Святость семьи для Достоевского - идея особенно дорогая. Он воспринимал семью как Малую Церковь, как некое духовно-родственное образование, в котором формируется человеческая душа, где ребенок получает первоначальное духовное воспитание, учится любви и взаимопониманию и впитывает основы христианского миропонимания.

Встречу открыл глава Кузбасской митрополии приветственным словом. Владыка Аристарх поздравил ребят с торжественным днем и рассказал об истории возникновения этого праздника, отметив, что роль православной книги в деле воспитания духовно-нравственных основ общества очень важна и всегда занимает приоритетное место в становлении базовых социальных норм, поскольку отвечает вечным общечеловеческим ценностям, объединяет и консолидирует нашу многонациональную и многорелигиозную страну. Алексей Дмитриевич затронул и другие стороны творчества Федора Михайловича, указал на роль его литературного наследия для современного общества, попытался вместе с ребятами определить основные произведения выдающегося автора, отражающие сегодняшнюю действительность.

Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились. Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа. Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника». Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках». На фото: портрет Федора Михайловича Достоевского работы художника К. И, что интересно, многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя. С другими же его связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В литературном салоне Майкова он познакомился с Гончаровым. В 1846 году Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая. Тогда же Достоевский писал брату Михаилу, что добрые друзья Бекетовы и другие «меня вылечили своим обществом». Петрашевцы, арест Федора Достоевского, каторга и ссылка С конца 1847 года Федор Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где обсуждались перспективы переустройства существующего строя в России. Главными вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семерки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта Майкова уже после смерти Достоевского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий