Почему 5 главных романов достоевского принято называть великим пятикнижием

Люди делятся на тех, кто читает Достоевского, и кто не читает Достоевского. Или предпочитает погружаться, например, в произведения Толстого. В уходящем году мир перечитал романы Федора Михайловича, отметив его 200-летие. 4. Подросток "Подросток" (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера. 5. Бесы Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. Статья рассказывает о пяти главных романах Ф.М. Достоевского, которые принято называть великим пятикнижием.

Великое Пятикнижие Достоевского

Достоевский Ф.М - 200 лет & "Великое пятикнижие" [1] - Конференция Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни. Предлагаем подборку 5 главных романов автора, которые следует прочесть каждому.
Великое пятикнижие Достоевского: почему так называется? Первый и, пожалуй, самый важный шаг — начать с чтения романа «Преступление и наказание». Это первое произведение Великого пятикнижия и оно вот уже более 150 лет завораживает своей глубиной и актуальностью.
Почему Великое пятикнижие Достоевского получило такое название Такой “исход” в своем концентрированном виде дан в эпилогах романов “великого пятикнижия”. Дело в том, что по крайней мере четыре романа из пяти заканчиваются своеобразными “иконами”.

ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ ЭПИЛОГОВ ПЯТИ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО

Главный герой Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу «для себя», чтобы проверить на себе же свою теорию: «Тварь ли я дрожащая, или право имею». Внутренний конфликт Раскольникова связан с размышлениями о Боге. Если его нет, следовательно, бессмертие души — выдумка, а добродетель — ничто. Для человека, принявшего это за истину, «всё позволено». Но совершив преступление, Раскольников в своей теории разочаровывается. Мысли ещё сильнее терзают его. И только в христианской вере, любви, покаянии герой находит ответы. Раскольников перерождается, читая на каторге в сибирском остроге Евангелие. Майкову Достоевский рассказал о замысле этого романа: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека.

Этические и философские идеи Пятикнижие Достоевского пропитано этическими и философскими идеями. Автор исследует вопросы свободы воли, существования Бога, смысла жизни, нравственности и другие глубокие философские идеи. Все эти темы неразрывно связаны между собой и помогают создать сложный и многогранный мир, характерный для произведений Достоевского. Эти работы, каждая по-своему, затрагивают важные вопросы человеческой сущности и позволяют читателю задуматься над глубинными проблемами жизни и существования. Структура пятикнижия Достоевского Пятикнижие, или «роман в романе», является особой структурной особенностью присущей многим произведениям Федора Достоевского. Оно представляет собой пятичастную композицию, где каждая часть является отдельным рассказом с собственной сюжетной линией, но тематически и символически связанной с остальными. Структура пятикнижия включает следующие части: Первая часть: Введение. В этой части автор знакомит читателя с общим фоном романа, а также вводит в основную тематику и идею произведения. Обычно она представлена в форме драматической повести или романа. Вторая часть: Движение к главной теме. Здесь автор раскрывает основную идею произведения, рассказывает о жизни главного героя и создает атмосферу, которая будет присутствовать на протяжении всего пятикнижия. Третья часть: Кульминация.

Достоевский поднимает и другие глубокие философские проблемы, такие как смысл страдания, природа зла и духовные преображения, затрагивая темы, которые всегда оставались актуальными для человечества. Великое пятикнижие предлагает читателю размышлять об этих вопросах и искать ответы внутри себя. В целом, Великое пятикнижие Достоевского является не только литературным шедевром, но и философским трактатом, книгой, посвященной вечным ценностям человеческой души и ее бессмертию. Символическое значение числа пять Число пять имеет особое символическое значение в контексте Великого пятикнижия Достоевского. Оно отражает несколько важных аспектов и тем, присутствующих в романе. Во-первых, число пять является идеальным числом для автора, так как он уверял, что только с пятого раза у него получается создать книгу, в которой полностью раскрывается его идея. Таким образом, Великое пятикнижие стало наивысшим творческим достижением Достоевского, его главным произведением. Во-вторых, число пять обусловлено структурой романа. Каждая из пяти книг Великого пятикнижия имеет свою уникальную тему и историю, однако все они тесно связаны друг с другом и образуют единое целое. Это соответствует идеям Достоевского о взаимосвязи и взаимозависимости разных аспектов жизни. Наконец, символическое значение числа пять проявляется в тематике романа.

Достоевским для раскрытия содержания русской идеи. Прежде всего, речь идёт о корректной экстраполяции идеи одного образа на идею какой-либо значимой социальной группы российского общества последней трети XIX века интеллигенции, молодёжи, студенчества и пр. Правомерность подобного действия обосновывает сам Достоевский в предисловии к русскому изданию романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» 1862 , говоря, что «основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия» есть «мысль христианская и высоконравственная; формула её — восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль — оправдание униженных и всеми отринутых парий общества. Виктор Гюго чуть ли не главный провозвестник этой идеи «восстановления» в литературе нашего века. По крайней мере он первый заявил эту идею с такой художественной силой в искусстве» [20; 28—29] [2]. Говоря об этом, Г. Фридлендер обращается к мысли Л. Фридлендер напоминает известное обращение Н. Гоголя к современникам: «Будьте не мёртвые, а живые души» [4]. По мысли исследователя, каждый из великих русских писателей по-своему «развил этот завет Гоголя, сделав идею нравственного восстановления и «воскресения» своих героев к новой жизни главной идеей курсив наш. Мы полагаем, что эффективность любой методологии определяется её изоморфностью объекту исследования. Современное достоеведение исходит из представления о том, что Достоевский был православным христианином, глубоко знавшим учение Православной церкви и отлично владевшим её языком. Мы разделяем мнение многих достоеведов С. Белова, В. Ветловской, В. Викторовича, В. Захарова, И. Кирилловой, Л. Сараскиной, К. Сте паняна, Б. Тихомирова и др. Вследствие этого исследование его творчества должно опираться и на богословскую методологию, включающую в себя ресурсы таких дисциплин, как экзегетика, аскетика, гомилетика и литургика. Один из вариантов такого подхода показан в трудах митрополита Антония Храповицкого , посвящённых творчеству Достоевского. Владыка Антоний подчёркивал, что Достоевский «всё время писал об одном и том же. Возрождение — вот о чём писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточённое самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев, и лишь с этой точки зрения интересуется сам автор различными богословскими и социальными вопросами…» [6]. Полагаем эти мысли справедливыми, так как спасение от смерти является главной онтологической и гносеологической целью христианина. Принимая утверждение владыки Антония как методологическую предпосылку, мы ставим перед собой задачу подтвердить или опровергнуть его. История и содержание понятия «русская идея» рассмотрены нами в нашей кандидатской работе, где показано, в частности, что своеобразие национальной идеи определяется специфическими чертами национального характера менталитетом выражающего ее этноса. Применительно к русской идее такими чертами являются: глубокая антиномичность, эсхатологизм и апокалипсизм, мессианизм и миссианизм, соборность, профетизм, православная этика и др. Наиболее полно содержание русской идеи проявляется в её конфликтном взаимодействии с западной идеей — понятием общественного сознания, выражающем представление о месте и роли западной цивилизации в мировой истории. В российском общественном сознании русская идея возникает, по мысли Н. Весь XIX век русская идея находилась в центре идейно-эстетической полемики русской общественной мысли, что привело к появлению не только её публицистических вариантов П. Белинский, А. Хомяков, Т.

Достоевский: пять главных романов

Надо отметить, что через главные романы Достоевского читатель постигает смысл жизни. Многие погибают, но можно воскреснуть, как духовно возродился Раскольников под воздействием Сонечки Мармеладовой, которая олицетворяет Божию правду. Братья Карамазовы — непростые герои. Почему их трое? Тут тоже можно заметить автобиографические мотивы.

Иван Карамазов символизирует состояние, в котором находится Достоевский до своего перерождения. Он был рационалистом, поддерживал утопические социальные идеи. Главный его вопрос — где справедливость? Иван говорит: «Возвращаю свой билет в рай Богу».

Дмитрий Карамазов — это период в жизни Достоевского, когда им овладевает демон игры, когда он проматывает свое состояние в Баден-Бадене, слезно кается и снова проматывает. Алёша Карамазов — это настоящее состояние Достоевского, к которому он стремился в конце жизни, его идеал. В чем секрет актуальности Достоевского, почему его творчеством, его личностью так интересуется мировая общественность? Роман, который воплотил всю модель России, — «Братья Карамазовы», закатный роман, который вобрал в себя весь универсум российского общества.

Достоевский видит необходимость исполнения слов Христовых в своей жизни. Надо делать то, что говорит Христос, как делает Алёша Карамазов, когда пытается спасти своих братьев. Они мятущиеся, они находятся в поиске. Цель Достоевского — не Дмитрий, а Алёша Карамазов, в котором светит свет Христов, который спасает своих братьев, борется за них до конца.

Он пытается спасти Ивана, сошедшего с ума, он не верит, что Дмитрий — убийца. Он знает брата как самого себя. Он один из провожающих Дмитрия на каторгу. Надо сказать, образ Дмитрия — не только отражение автобиографических черт Достоевского.

Когда писатель был на каторге, то там встретил человека, который был обвинен в убийстве отца. Невиновный отсидел десять лет, а настоящего убийцу потом нашли. Достоевский пишет, что тот человек не впадал в уныние, отчаяние, был оптимистично настроен, даже радовался тому, что невинно пострадал, как невинно пострадал Христос. Во всех романах открываются главные постулаты его творчества: любить человека — значит видеть его именно таким, как замыслил Бог; сострадать человеку — единственный закон бытия человеческого.

Достоевский был пасхальным писателем, потому что во всех своих романах, а особенно в «пятикнижии», воспевает воскресение человеческой души, изменения, которые происходят в человеческой душе благодаря Богу. В своём творчестве великий писатель изображает страх смерти и жажду бессмертия, жажду обретения Царствия Божия, жажду встречи со Христом… Типично европейский писатель Протоиерей Георгий Митрофанов на открытии выставки «Человек на переломе» в Музее Достоевского. По мере того как я воцерковлял свое мировоззрение, глубже знакомился с историей русской и мировой культуры, я пришел к выводу, что творчество Достоевского не может и не должно иметь такого уж большого влияния на человека, который пытается христоцентрично смотреть на жизнь и на историю. Поэтому со временем я пересмотрел свое отношение к нему как к писателю, и особенно — как к мыслителю.

Как мыслитель Достоевский и на начальном этапе не представлялся мне глубоким и таким уж христиански мыслящим и чувствующим. Достоевский как писатель, конечно, гораздо значительнее Достоевского-мыслителя, и только ненормальное развитие нашей страны в ХХ веке, когда мы были отторгнуты от христианских основ русской культуры, когда мы через русскую классическую литературу мучительно пытались открыть для себя то, о чем гораздо более глубоко и ярко говорила русская религиозная философия, которая в значительной степени была нам недоступна, привело к тому, что литература играла неоправданно большую роль в нашем формировании. Так было отчасти и в XIX веке, но по другим причинам. Влияние идей Достоевского христиански мыслящему человеку надо как можно скорее перерастать, а оценивать его место как писателя в русской литературе нужно тоже гораздо скромнее, чем это имело и имеет место сейчас.

Более христианским по духу писателем мне представляется Чехов, гораздо тоньше чувствующим и знающим русскую церковную жизнь — Лесков, более христиански гармоничным — Пушкин. А Достоевский — как, впрочем, и Толстой, и Гоголь, и Солженицын со своим морализаторством, нарочитым стремлением навязать читателю свою идеологию, — представляются мне менее значительными и с литературной точки зрения, и тем более — с точки зрения мировоззренческой. Я осознаю, что в советское время многие через Достоевского пришли к вере, вполне возможно такое и в наше время, но ко Христу можно прийти иногда самыми причудливыми путями: и через литературу, и через философию, и через жизненные испытания, через мир, через войну и так далее. Главное — не останавливаться, идти ко Христу.

Если на этом пути какой-то вехой станет творчество Достоевского, это очень хорошо. Только не надо творить себе кумира ни из русских, ни из зарубежных писателей, философов, иных исторических деятелей: суть христианства — идти за Христом. Если между Христом и тобой появляется какой-то «посредник», будь то духоносный старец или великий писатель, тут могут возникать разнообразные искушения и подмены.

По преданию, их продиктовал Моисею сам Бог. Пять великих романов русского писателя были написаны один за другим всего за 14 лет. Они настолько сложны и глубоки, что их создание кажется непосильным для человеческого ума. Поэтому и появилась такая литературная аллюзия — пятикнижие Достоевского.

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея Первая книга из списка, «Преступление и наказание» 1866 , всем известна со школьных лет — когда я училась, она входила в программу по литературе в девятом классе, сейчас ее изучают на год позже. К сожалению, чаще всего на этом знакомство с творчеством Достоевского заканчивается, хотя пятикнижие только началось. Самым сложным и любимым произведением Федора Михайловича был второй роман — «Идиот» 1868 год. Главный герой произведения — князь Мышкин — добрый, честный и наивный. Достоевский пытался понять, сможет ли такой человек жить в обществе и к чему приведет его появление.

Он говорил, что на свете нет ничего труднее, чем изобразить прекрасного человека. Роман «Бесы» 1871-1873 годы считается самым политическим. В нем Федор Достоевский осуждает нигилизм и радикальные движения, распространявшиеся в России в то время. Поводом для создания произведения стало убийство студента Ивана Иванова революционером Сергеем Нечаевым. Федор Михайлович пишет не столько о социальных проблемах, сколько о деградации личности, о том, как человек разрушается изнутри, прежде чем стать террористической машиной. Признаюсь: для меня эта книга оказалась самой сложной, я начинала ее читать три раза и так и не дошла до конца. Он написан очень легко и понятен даже в XXI веке.

Герой произведения — 19-летний молодой человек. Он незаконорожденный сын помещика и потому находится в странном положении недо-дворянина и вроде как недочеловека. Юноша мечтает о высоком статусе, богатой жизни и хочет казаться старше и важнее, чем есть. Многие литературоведы говорят, что именно этот роман Федора Достоевского подходит для изучения в школьном возрасте, в отличие от «Преступления и наказания».

Всё это говорит о гениальности писателя, но ещё больше — о том, что до сегодняшнего дня так и не разгадана какая-то главная тайна его личности, души и особенно его слов.

Впрочем, она не будет, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней сокрыта истина, вершина которой, как у плавающего айсберга, открыта взору, а подводная часть непостижима. Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу. После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним. Это ли не откровение Божье?

Действие романа разворачивается в небольшом городе Скотопригоньевске в 70-е годы 19 столетия. Главные идеи Продолжаем говорить о произведениях, которые написал Достоевский пятикнижие. Что объединяет эти романы? Прежде всего, они были написаны один за другим в последний период жизни писателя с 1866 по 1880 год. Далее и самое важное — в основе их лежат две идеи — Бог и Россия.

Нельзя сказать, что Фёдор Михайлович не обращался к этим вопросам прежде.

Обратимся к базовым основам литературного анализа и научимся получать удовольствие от чтения больших и сложных текстов. Проанализируем противоречивые женские образы и их смысл в романах. Найдем откровение о человеке и его связи с Богом в пятикнижии Достоевского.

ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ ЭПИЛОГОВ ПЯТИ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО

Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». В сюжет оконченного в 1869 году романа «Идиот» Ф. Достоевский ввёл именно такого предельно «суженного» героя, в котором осталось только положительное. В письме к Апполону Майкову от 31 декабря 1867 года писатель излагает: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся сделать из неё роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Он, русский дворянин, который четыре года лечился от эпилепсии в Швейцарии, а теперь возвращается в Россию. Чистый душой и помыслами, князь Мышкин необычайно притягивает к себе людей и сходится с ними. Все люди, с которыми он общается, оказываются связаны общей историей, разворачивающейся на страницах романа. Один лишь пересказ сюжета занял бы несколько часов, поэтому остановимся на основных линиях. Первым наиболее важным событием в путешествии князя по России оказывается знакомство с Настасьей Филипповной Барашковой, о которой он много слышал до этого.

Настасья Филипповна, красивая женщина, прожившая некоторое время как содержанка старого миллионера Тоцкого, и потому имеющая в обществе репутацию «падшей». Женский магнетизм Настасьи Филипповны притягивает к ней купца-гуляку Парфёна Рогожина, очень страстно влюбленного и столь же ревнивого и озлобленного. Богатство Настасьи Филипповны создаёт в обществе молву о сватовстве Гани Иволгина, небедного чиновника среднего класса, но желающего разбогатеть ещё более. Всё более узнающий обо всех перипетиях вокруг Настасьи Филипповны князь Мышкин, бедный, но чистый сердцем, совершенно серьёзно предлагает ей выйти замуж за него. Хотя Настасья Филипповна признаёт в князе совершенно «особого» человека, она не торопится ответить ему согласием, много времени проводя со страстным купцом Парфёном Рогожиным. Удивительная открытость, честность, светлость князя притягивает к нему любых людей, с готовностью рассказывающих о всех своих самых «высоких» и «низких» проявлениях. Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным. Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично».

На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца». С ним случается припадок. Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского!

Он подчеркивает, что каждый выбор имеет свои последствия и несет в себе определенную ответственность. Главные герои произведения, такие как Раскольников из «Преступления и наказания» или Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых», сталкиваются с моральными дилеммами, в которых они вынуждены выбирать между добром и злом, между своими принципами и соблазном.

Достоевский показывает, что свобода выбора может нести в себе как позитивные, так и негативные последствия. Он предупреждает, что неправильные выборы, основанные на эгоизме или жажде власти, могут привести к разрушительным последствиям для индивида и для общества в целом. Однако, автор также утверждает, что правильные выборы, основанные на этике и морали, могут привести к благополучию и счастью. В «Пятикнижии» Достоевского выражается уверенность в том, что каждый человек имеет возможность преодолеть свои внутренние конфликты и найти истинное значение своей жизни. Однако, для этого необходимо принять ответственность за свои действия и выборы, осознавая их последствия и стремясь к духовному развитию. Философия человеческого свободного выбора и ответственности, затронутая в «Пятикнижии» Достоевского, остается актуальной и значимой до сегодняшнего дня. Эта тема важна для современного общества, так как она напоминает о необходимости принимать осознанные и моральные решения, основанные на глубоком понимании своей ответственности перед собой и перед другими людьми. Вечные вопросы о бытии и смысле жизни Одним из главных вопросов, поднимаемых в пятикнижии, является вопрос о смысле человеческой жизни. Достоевский исследует этот вопрос через различные персонажи и их судьбы.

Русский человек верит бессознательно.

Мышкин, наблюдая его, за внешним безобразием увидел, какое религиозное чувство «в пьяных и слабых сердцах заключается ». Герой сравнивает его с первой улыбкой младенца, обращенной к матери. Это чувство не поддается логическому объяснению и не может быть точно выражено словом. Сам Достоевский сформулировал его так: «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ его по-своему, то есть до страдания»[6] «Положительно-прекрасный человек», князь Мышкин, сталкивается в России со сложной природой человека, сам вовлекается в борьбу света и хаоса. В этом мире и любовь, и красота могут спасти и могут погубить. Здесь не получается так, как в швейцарском раю: убеждать силой проповеди. Из этих слов Лебедева следует, что каждый человек может стать себе другом или палачом. Все зависит от нравственного основания, каким является Бог. Ипполит повторяет слова князя о том, что мир спасет красота. Но в самом начале романа Мышкин, глядя на портрет красавицы Настасьи Филипповны, скажет: «Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она?

Ах, кабы добра! Все было бы спасено» Ч. I, гл. Сила красоты зависит от нравственного основания. Красота без востребованного сознанием образа Христа губительна. Известно, что первоначально Достоевский хотел назвать свой роман «Князь Христос». В связи с этим напрашиваются параллели Мышкина с Христом, а сюжет романа проецируется на евангельский текст. Действительно, в романе есть своя блудница, Барашкова Настасья Филипповна, есть свои лжепророки, Ипполит и Лебедев, есть несостоявшийся Иуда Рогожин, есть бесноватые молодые люди. Но персонажи романа не повторяют евангельские образы. Каждый по-своему переживает общую драму борьбы двух начал в человеке, Бога и Дьявола, любви и тщеславия.

И Мышкин с его странной любовью к двум женщинам, Настасье Филипповне и Аглае, только человек. Его главное отличие от остальных героев и его привлекательность в том, что удаленный от жизни своей болезнью, он не заражен ее грязью, ее неблагополучием. Но чем больше он соприкасается с миром, тем мучительнее становится его собственное существование. Его чувствительное сердце вбирает в себя всю ту боль, которой пропитаны люди. Но его сердце — это сердце человека, и оно не выдерживает, хотя в финале герой теряет только разум, превращаясь в окончательного идиота. Финал романа, кажется, глубоко пессимистичным: торжество смерти, хаоса неизбежно. Рогожин и Мышкин, крестные братья, преступник и праведник, сходятся в старом доме Рогожина, в комнате, где Парфен прячет зарезанную им Настасью Филипповну. Мышкин своей любовью не спас никого и не спасся сам. Но при всей мрачности финала в нем можно обнаружить прямо противоположное начало. Например, К.

Мочульский считал, что в «мифе — фабуле романа воплощена религиозная драма спасения и гибели в борьбе князя с Рогожиным за душу Настасьи Филипповны»[7]. Не углубляясь в анализ этой точки зрения, предположим другое мифологическое толкование финала. В темной, без света окна занавешены комнате Рогожина убитая Настасья Филипповна напоминает спящую красавицу. Заключительные сцены романа содержат в себе след сказочного сюжета А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Ш. Перро «Спящая красавица». Обратимся к пушкинскому тексту. В мрачной пещере в хрустальном гробу «спит царевна вечным сном». Сила любви Елисея разбила оковы смерти. Он выводит красавицу из тьмы на свет.

Достоевский останавливает действие в темной комнате Рогожина. И Рогожин, и Мышкин не хотят отдавать убитую людям, желают сохранить и схоронить спрятать красоту нетленной. Да думаю, жалко будет… в цветах-то? И «прекрасный» человек Мышкин не в состоянии отъединить одно от другого. Он может только пожалеть, утешить, приласкать. Чтобы возродить красоту, необходим новый герой, сказочный «божий посланник» Елисей. В финале «Идиота» Достоевский вернулся к проблеме героя, способного спасти красоту. Опыт Раскольникова отрицал идею сильной личности, уверовавшей в свое исключительное право на переустройство мира, и в то же время утверждал, что сила человека не в идее, а в чувстве естественной сострадательной любви к ближнему, в умении слиться с живой стихией жизни. Но этот великий подвиг любви Раскольникову еще предстояло совершить. Достоевский не рассказал «историю постепенного обновления человека, историю постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью» Эпилог.

Писатель подвел своего героя к той черте, за которой для него начинается новый мир. В романе «Идиот» Мышкин совершает прямо противоположное движение: переходит из швейцарского рая в новый для него мир России, где смешались свет и тьма. В отличие от Раскольникова он совершает великий подвиг любви, но мир не преображает. Новым для Достоевского должен стать тот герой, который открывает человеку «неведомую действительность», преображенный любовью мир. Такого героя художник изобразить не мог. Современная действительность не давала материала для подобного сюжета. Духовное воскрешение Раскольникова — это не столько историческая реальность, сколько гениальное прозрение Достоевского, его предсказание. Но историческая конкретика середины века предлагала иное, прямо противоположное. Современный Достоевскому человек блуждал в потемках исторического бездорожья, обнаруживал свою духовную немощь, искал опору вне себя, надеялся на «нового» человека, которого предлагал, например, Чернышевский, который объяснит, что необходимо делать. В финале «Идиота» прочитываются сюжеты трех будущих романов писателя.

Но ни в «Бесах», ни в «Подростке» Достоевский не обнаруживает героя, способного повторить подвиг Христа, воскресить силой действенной сострадательной любви мертвый мир. Для такого подвига необходима духовно крепкая, цельная личность, преодолевшая свой внутренний раскол. У Степана Верховенского, у Шатова роман «Бесы» есть шанс вернуть в мир утраченную красоту, вырвать заключенный в темнице духа свет. Но каждый из них по разным причинам останавливается на полпути. И только в Алеше Карамазове Достоевский увидел будущего своего героя, но не успел написать окончание романа, где этот герой был обозначен полностью.

Темы в пятикнижии Достоевского Пятикнижие Достоевского, включающее романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Записки из подполья», затрагивает множество основных тем, которые являются характерными для его произведений. Психология и внутренний мир человека Одна из основных тем, которую Достоевский исследует в своих произведениях, — это психология и внутренний мир человека. Он вдумчиво анализирует нравственные и душевные состояния своих героев, их страдания, сомнения и внутренние конфликты. Нравственные дилеммы и этические вопросы В пятикнижии Достоевского важное место занимают нравственные дилеммы и этические вопросы. Он задает сложные моральные ситуации, в которых герои вынуждены сталкиваться с выбором между добром и злом, между верой и безверием. Религия и вера Достоевский глубоко осмысляет вопросы религии и веры, посвящая им значительное пространство в своих произведениях. Он исследует различные аспекты религиозной веры и пытается найти ответы на самые глубокие духовные вопросы. Социальные и политические проблемы В пятикнижии Достоевского также присутствуют социальные и политические проблемы. Он изображает различные слои общества, анализирует их взаимодействие и проблемы, связанные с социальным неравенством, бедностью и социальным бунтом. Этические и философские идеи Пятикнижие Достоевского пропитано этическими и философскими идеями. Автор исследует вопросы свободы воли, существования Бога, смысла жизни, нравственности и другие глубокие философские идеи. Все эти темы неразрывно связаны между собой и помогают создать сложный и многогранный мир, характерный для произведений Достоевского.

Великое пятикнижие Достоевского: почему так называется

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие»[211], в которое входят последние романы. В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская (которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского. "Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Пять главных романов Достоевского даже называют «Великим пятикнижием». Давайте разберёмся, почему оно действительно соответствует этому названию.

Век Александра Матросова

  • Русская литература. 10 класс
  • Достоевский Ф.М - 200 лет & "Великое пятикнижие" [1] - Конференция
  • О сюжетостроении в романном «пятикнижии» Достоевского
  • Пятикнижие Достоевского: основные идеи и характеристики
  • Читайте «Преступление и наказание»

Что такое пятикнижие достоевского

5 лучших произведений Ф. М. Достоевского Пятикнижие Достоевского — это неофициальное название цикла из пяти великих романов русского писателя и философа Ф.М. Достоевского, написанных в период с 1866 по 1880 годы.
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма 4. Подросток "Подросток" (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера. 5. Бесы Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах.

Оставить отзыв о презентации

  • Порядок Великого пятикнижия изображения в произведениях Федора Достоевского
  • Прочитаем классику вместе
  • Найти готовую работу
  • Похожие презентации
  • Великое пятикнижие Достоевского: почему так называется -

Русская литература. 10 класс

Кратко о книгах входящих в пятикнижие: “Преступление и наказание” — первое и главное произведение в пятикнижии Достоевского. Сюжет данного романа закрался Достоевскому в голову, когда он отбывал срок на каторге. Получилось, что я открывал пять великих романов Достоевского в порядке их написания — наверное, так и должно быть. А завершают список, естественно, «Братья Карамазовы», это роман № 1 планеты Земля. Метанойе главного героя романа предшествует самоубийство его alter ego, Свидригайлова, виновного, как и Раскольников, в смерти двух женщин, Марфы Петровны и поруганной им девочки-подростка. В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот».

Голос Божий

  • Ф. М. Достоевский
  • Рекомендуемые материалы
  • Полифонический характер романов Достоевского
  • Поиск по сайту

Порядок Великого пятикнижия изображения в произведениях Федора Достоевского

Великое пятикнижие. Великое пятикнижие — встречающееся в научном и литературно-критическом обиходе факультативное, нетерминологическое обозначение «больших» романов Достоевского 60–70-х гг., начиная с «Преступления и наказания». Вообще пятикнижием называют пять первых книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. По преданию, их продиктовал Моисею сам Бог. Пять великих романов русского писателя были написаны один за другим всего за 14 лет. Великое пятикнижие – такое. название дано неофициальному циклу. из пяти самых масштабных романов. русского. классика. Федора. Михайловича Достоевского. Они были. написаны один за другим и как бы. В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот».

Писатель? Мыслитель? Фантазер?

Размышление Достоевского о всех главных вопросах – о прогрессе и революции, материализме и Боге, человеке и его свободе, разуме и справедливости – находят воплощение в художественных системах знаменитых пяти романов. Память о великом писателе. Можно было бы попробовать зафиксировать «перелом» Достоевского, гениальность его «пятикнижия» так: он не возлетает ни на какие высоты, не погружается ни в какие глубины и бездны, как слишком часто считают. Размышление Достоевского о всех главных вопросах – о прогрессе и революции, материализме и Боге, человеке и его свободе, разуме и справедливости – находят воплощение в художественных системах знаменитых пяти романов. Память о великом писателе.

Что такое пятикнижие достоевского

Федор Достоевский родился 11 ноября 30 октября 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. Где отбывал наказание Достоевский? Омский острог — еще одно известное место. Достоевский отбывал свое наказание и здесь. Он описывал момент, когда у него не было ничего, кроме трех досок, на которых он спал. Рядом с острогом можно увидеть картины Григория Кичигина. Почему Достоевский был отправлен на каторгу? Освободившись и возвратившись в Петербург, Достоевский напишет свои лучшие произведения.

Как жил Достоевский?

После окончания инженерного училища, Достоевский начал свою литературную карьеру. Его первая книга «Бедные люди» была опубликована в 1846 году и вызвала восторженные отзывы. Следующие работы Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие — сделали его одним из самых значимых и известных писателей своего времени. Главная тема творчества Достоевского — исследование природы и сложности человеческой души. Его герои представляют различные типы личности — от героев сильной воли и высоких принципов до человеческих деградантов и отчаявшихся героев. Достоевский также использовал свои произведения для изучения социальных вопросов и проблем. В некоторых его работах он обращается к проблемам бедности, неравенства, политической репрессии и религиозных убеждений. Он также критиковал западные идеи и показывал их негативное воздействие на русское общество.

Творчество Достоевского уникально своей глубиной, сложностью структуры и богатством характеров. Он считается одним из величайших писателей не только в России, но и во всем мире. Его работы до сих пор актуальны и вызывают оживленные дискуссии у читателей и исследователей. Исторический контекст пятикнижия Пятикнижие Достоевского — это большой цикл романов, состоящий из пяти произведений: «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот», «Бесы» и «Карамазовы». Эти романы были написаны Федором Достоевским в период с 1846 по 1880 год и считаются одними из его величайших произведений. Исторический контекст, в котором были написаны романы пятикнижия, играет важную роль в их осмыслении и понимании. Во времена, когда Достоевский писал свои произведения, Россия переживала существенные социальные, политические и духовные преображения. Это был период передовой мысли, масштабных социальных потрясений и социальных противоречий. Прежде всего, следует отметить, что пятикнижие Достоевского было написано в эпоху правления императора Александра II, который проводил ряд реформ, направленных на модернизацию и освобождение крестьян.

Эти реформы вызвали многочисленные социальные и экономические проблемы, связанные с изменениями в статусе и правах населения. Кроме того, в это время происходили политические преобразования, связанные с возникновением радикальной оппозиции к царскому режиму. Такие романы, как «Бесы», демонстрируют не только политическое противостояние, но и драматическую борьбу индивидуумов с самими собой и своими проблемами. В дополнение к этому, Достоевский был свидетелем роста марксистской идеологии и идей социализма, которые оказали глубокое влияние на его духовное развитие и его произведения. В романе «Идиот» автор исследует вопросы социальной несправедливости и последствия неравного распределения богатства и власти. Таким образом, исторический контекст, в котором были написаны романы пятикнижия Достоевского, играет существенную роль в их осмыслении. Этот контекст позволяет понять, каким образом социальные, политические и духовные преобразования влияют на взаимоотношения и развитие персонажей, а также на общую суть произведений. Влияние религии на пятикнижие достоевского Религиозные мотивы и темы играют важную роль в пятикнижии Достоевского. Автор активно исследует влияние религии на человека и общество, а также выражает свои собственные религиозные взгляды и идеи.

Это проявляется в различных аспектах пятикнижия, как в сюжете, так и в философских рассуждениях персонажей. Религиозная тематика является одним из ведущих мотивов пятикнижия, пронизывая все его произведения. Достоевский обращается к фундаментальным вопросам веры, сущности Бога и места религии в жизни человека. Автор задает проблемные вопросы, с которыми сталкивается каждый верующий человек, и анализирует сложные моменты религиозного опыта. В пятикнижии Достоевского фигурируют различные религиозные мотивы, как христианские, так и других религиозных традиций. Религиозные символы, образы и аллюзии используются для передачи глубокого смысла и создания атмосферы духовного размышления. Присутствие религиозных мотивов и тем в пятикнижие достаточно сложно интерпретировать, поскольку они часто содержат в себе неоднозначные и противоречивые значения.

Они оба грезили литературой, «поэтами и поэзией», оба занимались сочинительством. Связь между братьями не прерывалась благодаря оживлённой переписке, в которой много страниц было посвящено, прежде всего, литературным интересам и пристрастиям. Летом 1839 года семью постигло одно несчастье: в своём селе Даровое Тульская губерния , где с 1832 года семейство проводило летние месяцы, при невыясненных обстоятельствах умер отец — Михаил Андреевич. Именно с этой трагедией связан первый приступ эпилепсии, неизлечимой болезни, преследовавшей Фёдора Михайловича до конца жизни. Триумфальный дебют В 1844 году в журнале «Репертуар и Пантеон» был опубликован первый перевод на русский язык романа Бальзака «Евгения Гранде», сделанный Ф. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». Это был совершенно невероятный триумфальный дебют молодого автора. С этим произведение связана, по воспоминаниям самого Достоевского, «самая восхитительная минута во всей моей жизни». И случилась эта минута ещё задолго до того, как роман увидел свет в печати. При посредничестве Д. Григоровича, к тому времени уже известного писателя, с рукописью познакомился Н. Некрасов и в полном восхищении, со словами «Новый Гоголь явился! Ссылка С 1847 года Достоевский сблизился с М. Петрашевским, поклонником теории социалиста-утописта Фурье, и стал постоянным членом его знаменитого кружка. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Радикальные настроения «петрашевцев» подогреваются событиями французской революции 1848 года. Достоевский выступает за немедленную отмену крепостного права и за отмену цензуры над литературой, на одной из «пятниц» в апреле 1849 года читает запрещенное письмо Белинского к Гоголю.

Такой была и его квартира в Кузнечном переулке, где теперь музей. Достоевский — гений общемирового масштаба. Он задает вопросы, которые не задавали ни предыдущие писатели, ни другие писатели его времени. Какова цель существования человека? В чём смысл жизни? Существует ли Бог, Христос? Достоевский вскрыл сущность сегодняшнего мира. В его романах мы находим «вечных героев», его персонажи не уходят из общественной жизни с уходом эпохи творчества Достоевского, они живут по сей день. Можно сказать, что творческое напряжение Достоевского — это голос Божий в литературе XIX—XX веков: он предсказывал не только испытания, но и возрождение России. Вся жизнь Достоевского — культурный мост между Золотым и Серебряным веками русской и общемировой литературы. Он продолжил дело А. Пушкина, часто его цитирует. Почему романы Достоевского всегда актуальны? Они взяты из жизни. Некоторые сюжеты писатель брал даже из газетных заметок. Под влиянием так называемого «нечаевского дела» убийство студента Иванова в 1869 году , — у него появляется замысел романа о судьбах России, пророческого романа о нашем Отечестве в XX веке. В нашей стране произошло то, что он предсказывал в романе «Бесы». Представители русской эмиграции много писали о Достоевском. В частности, Николай Бердяев в работе «Миросозерцание Достоевского» сказал, что «Достоевский таков, какова Россия с её тьмою и светом. Это не просто писатель, это духовидец: он показал, в чем красота, в чем глубина, богатство, сокровище человеческой души». Достоевский — проповедник покаяния… Два столпа творчества Достоевского: страх смерти и жажда бессмертия, на этом зиждется у него всё. Перелом в личности самого писателя произошел в тот момент, когда он ждал исполнения смертного приговора. И вдруг — милость Божия! Он очень любил Евангелие, читал его в ссылке каждый день. На эшафоте Семеновского плаца Достоевский уверовал в Бога, и это преображение не только кардинально изменило жизнь, но и стало красной нитью всего творчества писателя. Он часто подводит читателя к некоей черте, за которой — мрачная бездна безысходности. Многие его герои пытаются остановиться в шаге от бездны: Раскольников, Дмитрий Карамазов и др. И там встречаются со своими спасителями. Раскольников встречается с Соней Мармеладовой. В этой встрече мы видим борьбу вымышленной идеи оправдания преступления с голосом евангельской правды и победу последней. П-отому что Раскольников расскаялся. В «Братьях Карамазовых» Дмитрий Карамазов к финалу романа тоже перерождается. Всё «пятикнижие» Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы» — пронизано «кочующими» героями, они перемещаются из романа в роман. Многие его герои носят автобиографические черты. Дмитрий Карамазов — эмоциональный, вспыльчивый, взрывной персонаж. Образ старца Зосимы тоже взят из жизни — многие исследователи полагают, что прототипом его был преподобный Амвросий Оптинский, у которого два раза исповедовался Достоевский. И он назвал самого положительного героя Алёшей, поскольку потерял сына Алёшу, который умер от эпилептического припадка… Роман «Идиот» — о голосе совести, голосе Божией правды. Почему «Идиот»? В расхожем смысле князь Мышкин — это болезненный человек, но в старину так называли человека блаженного. Он не «больной», а «не такой», инаковый, он блажен во Христе.

ДОСТОЕВСКИЙ. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ.

В отличие от большинства книг, у которых названия обычно отражают основные сюжетные линии или ключевые темы, название «Великое пятикнижие» обладает более глубоким символическим смыслом. Русская литература богата разнообразием названий произведений. В некоторых случаях названия основаны на именах главных героев, как, например, в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Другие произведения получают названия на основе ключевых событий или общего настроения текста, например, «Война и мир» или «Преступление и наказание». Такое название книги Ф. Достоевского подразумевает, что эти произведения являются своего рода «основополагающими» для всего его творчества. Они содержат в себе ключевые идеи и мотивы, которые повторяются и развиваются во многих других произведениях автора.

Таким образом, название «Великое пятикнижие» отражает важность и значимость этих пяти произведений в творчестве Достоевского, а также подчеркивает их особый статус среди других произведений русской литературы. Отзвук на других языках и культурах — интерпретации и переводы названия Название «Великое пятикнижие» имеет особую символическую значимость для русской культуры и литературы. Однако, при переводе и интерпретации на другие языки и в различные культурные контексты, название произведений Достоевского может претерпевать изменения и варьироваться. Такие варианты сохраняют символическое значение и отражают величие и значимость произведений Достоевского. В некоторых других языках и культурах может возникать трудность в точном переводе названия, особенно в случае с использованием символического значения. Интерпретации и переводы названия «Великое пятикнижие» в различных языках и культурах могут различаться, но они позволяют передать важность и грандиозность произведений Достоевского, а также отражают сложность искусства перевода литературных произведений. Почему название «Великое пятикнижие» стало популярным и прижилось в сознании читателей Название «Великое пятикнижие» стало популярным и прижилось в сознании читателей из-за нескольких ключевых факторов.

Первым и наиболее очевидным фактором является мощная эмоциональная сила произведений Федора Достоевского. Романы автора пронизаны глубокими философскими и этическими вопросами, а также живыми и реалистичными описаниями человеческой природы. Эти произведения заставляют читателей задуматься о смысле жизни, морали и человеческой душе. Название «Великое пятикнижие» быстро стало ассоциироваться с исключительной глубиной и художественной ценностью произведений Достоевского. Вторым фактором является удивительная актуальность и релевантность тем, затронутых в романах Достоевского. Несмотря на написание произведений более ста лет назад, их основные темы, такие как мораль, свобода, ответственность, религия и справедливость, по-прежнему остаются актуальными в нашем современном обществе. Название «Великое пятикнижие» помогает подчеркнуть читателям важность и значимость этих тем, что делает произведения Достоевского всегда актуальными.

Третий фактор — широкое признание и уважение к творчеству Достоевского в литературном мире.

Фёдор Михайлович Достоевский: пятикнижие 14 апреля 2017 Понятие «пятикнижие» восходит к Библии и означает пять книг — пять частей, значение которых для человечества трудно переоценить, ибо они — начало Божественного откровения человеку. А что же такое "великое пятикнижие Достоевского"?

Разбираемся вместе в его роли и значении для литературы. Достоевский и истина Прежде чем начать говорить про романы, которые написал Достоевский пятикнижие , хочется сказать несколько слов о личности автора. Невозможно отрицать масштабы фигуры Федора Михайловича Достоевского.

Его творчество вот уже сто пятьдесят лет остаётся неисчерпаемым источником для научных исследований и открытий языковедов, литературных критиков, философов, психологов, кинематографистов и многих других. Всё это говорит о гениальности писателя, но ещё больше — о том, что до сегодняшнего дня так и не разгадана какая-то главная тайна его личности, души и особенно его слов. Впрочем, она не будет, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней сокрыта истина, вершина которой, как у плавающего айсберга, открыта взору, а подводная часть непостижима.

Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу. После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним.

Вспомним известное определение самого писателя: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его. Еще шаг отсюда, и вот крайний разврат, преступление». В силу того, насколько тот или иной герой наделен подпольными чертами, он утрачивает способность к нормативному общению его заменяют долгое молчание и прорывы исповедей и к последовательному активному действию которое заменяется длительной саморефлексией с итоговым преступлением или гибелью. Подпольные черты доминируют в характере Раскольникова, Кириллова, Шатова, Ивана Карамазова, Аркадия Долгорукого; у некоторых персонажей они ярко выражены лишь на определенных этапах их жизни — как у Ставрогина, Версилова, Мышкина, Рогожина. Больше всего персонажам с подпольной психологией свойственно пребывать в уединении и вынашивать свою идею. Их бесконечная саморефлексия может быть должным образом раскрыта только в рамках психологического романа, в котором основное пространство текста уделяется внутреннему миру героя, за счет отсутствия внешнего действия. Это совершенно не согласуется с первоначальной установкой автора на остросюжетный роман, заданный самой расстановкой персонажей и их выразительной предысторией.

В итоге достигается сложный компромисс между двумя романными жанрами: остросюжетным и психологическим. В то же время интрига не может должным образом развиваться: «подпольная» психология центральных персонажей грозит обернуться для сюжета полной бессобытийностью. Всякое общение для героев становится стрессом и неизбежно оборачивается скандалом и разрывом за исключением встреч со всепрощающими героями, такими как Разумихин, Мышкин, Алеша, хроникер Антон Лаврентьевич в «Бесах», выполняющими связующую функцию модераторов между всеми остальными персонажами. Совмещать в массовых сценах несовместимых и непримиримых персонажей — любимый прием Достоевского для создания и поддержания сюжетного драматизма. Однако ошибкой было бы считать, что скандалы развивают сюжет. Отношения персонажей, изначально бывшие конфликтными, таковыми и остаются: Достоевскому очень важно сохранить сюжетное напряжение как можно дольше, и он склонен его искусственно затягивать, не разрешая действием. Это напряжение перманентного кризиса выражается трояко: в противоречивом, непредсказуемом характере героя; в фактической неразрешимости его конкретной житейской ситуации; в непредсказуемости развития и разрешения сюжета в целом. Сюжетный драматизм достигается ожиданием со стороны читателя активных действий, при их постоянном торможении и оттягивании, на фоне неослабевающего напряжения во взаимоотношениях персонажей. Событие долго аккумулируется и осуществляется как преступление.

Для Достоевского также типичен уход от традиционных жанровых сюжетных схем путем их обрыва и недоразвертывания. На каждом сюжетообразующем уровне изменяются и функции героев, что сказывается на целостности их образа.

Давайте лучше расскажем, какие произведения входят в пятикнижие Достоевского. Опыт подсказывает, что назвать три-четыре легко сможет практически любой, а вот правильно определить все пять - задача непростая. Попробуйте проверить себя.

ДОСТОЕВСКИЙ. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ.

В 1877 году Ф. М. Достоевского избирают членом-корреспондентом Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности, признавая значимость его творчества для мировой литературы. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Первый роман великого пятикнижия, «Преступление и наказание», был создан в период 1865–1866 годов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий