Вятка наследие сайт по истории и генеалогии вятской губернии

Культурно-просветительский проект НХП «Дымковская игрушка» и Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых об актуализации художественного наследия дымковской игрушки и поиске ее места в современной культурной жизни Кирова. это культурно-историческая совокупность ценностей, которая всегда актуальна. Духовные ценности предков помогают сохранять историю и традиции. Они передают исторический опыт общественной деятельности в прошлом.

Архивные документы Кировской области

viktop: IvanS, тогда посмотрите, пожалуйста, еще одну семью 1710: Переписная книга города Вятки (Хлынова) и Вятского уезда переписи стольника иотова: Филипповская слободка (Часть 3: Лист 643об.) (л.650). Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию сайт, посвященный истории, генеалогии и этнографии республик Татарстан и Марий Эл. Напомним, что в прошлом эти республики входили в состав Казанской и Вятской губерний. Переселения крестьян Вятской губернии. Издания с 1830 по 1917. Фонд № 574. Вятский губернский статистический комитет.

Вятская губерния

В Сибирской губернии были образованы 3 провинции: Вятская, Соликамская и Тобольская. Вятская провинция состояла из 7 дистриктов уездов : Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. Южные вятские земли в Казанской губернии вошли в Казанскую провинцию. В 1721 г В 1727 году Вятская провинция перешла из Сибирской губернии в Казанскую, что сблизило экономически тяготевшие друг к другу северные и южные районы Вятского края, находящегося в единой речной системе Вятки. В 1780 году в ходе административной реформы Екатерины II 1775 года, из Вятской провинции и южных вятских уездов Казанской провинции было образовано Вятское наместничество. По этому поводу губернский город Хлынов высочайшим указом императрицы был переименован в Вятку. В 1796 году Вятское наместничество было преобразовано в Вятскую губернию. В скобках после названия каждой волости указано количество сельских населенных мест в данной волости. Всего в уезде 22 волости, 2. Всего в уезде 45 волостей, 3.

Всего в уезде 23 волости, 632 населенных места. Котельнический уезд Волости: Архангельская 93 , Батаевская 132 , Вагинская 121 , Васильковская 90 , Верхопижемская 52 , Гвоздевская 150 , Даровская 325 , Игумновская 210 , Казаковская 179 , Киселевская 142 , Ключевская 128 , Красавская 98 , Круглыжская 165 , Медведевская 187 , Молосниковская 140 , Морозовская 75 , Петровская 109 , Пишнурская 101 , Рязановская 193 , Синцовская 132 , Смертинская 139 , Соболевская 105 , Сорвижская 121 , Сосновская 66 , Спасо-Преображенская 131 , Тороповская 215 , Шубенская 168. Всего в уезде 27 волостей, 3. Всего в уезде 32 волости, 1. Всего в уезде 25 волостей, 1. Всего в уезде 31 волость, 2. Всего в уезде 43 волости, 1.

До этого, он носил имя Хлынов.

Интересно, что истоки этого названия тают в дали времени. Одна из версий связывает его с прозвищем «Хлын» — тунеядцем или бродягой. Вероятно, основатель поселения в XV веке был таковым по призванию. Но также существует романтическая легенда, гласящая о гордом и непокорном народе из Новгорода, который поселился в этой местности и своими набегами пугал соседей. И в самом деле, вятская земля долгое время оставалась непокоренной и свободной, сопротивляясь как татарам, так и московским князьям. Историк Карамзин отмечает, что россияне основали город Хлынов в стране Вятской, создав там свою маленькую республику, независимую на протяжении многих лет. Новгородцы, жившие рядом, по-своему старались держать хлыновских поселенцев в подчинении, но те стремились к независимости. Однако, история Вятки простирается даже дальше.

Название «Вятка» встречается в русских летописях уже в 1374 году. Историки разделяют две версии происхождения этого имени. Согласно первой, оно связано с удмуртским племенем «ватка», которое, возможно, жило в этих местах. Вторая версия идет к праиндоевропейскому языку, где «Вятка» могло обозначать «больший» или «мокрый». Некоторые исследователи даже видят сходство этого имени с «Венецией» и другими географическими объектами. И так, в названии города скрыты годы истории, пронизанные событиями и загадками. Смена имени — лишь малая часть многочисленных страниц его прошлого. Киров олицетворяет собой не только имя выдающегося деятеля, но и багаж событий, определивших судьбу этого города, который когда-то был Хлыновом, Вяткой и ныне стал Кировом.

Средневековая Вятка: тайны земли и жизни Коми-пермяки Архивы раскрывают облик древней Вятки, заслуживающей внимания не только историков, но и всех интересующихся наследием России. Этот регион, обрамленный веками и покрытый пеленой загадок, представлял собой многообразие жизни и труда. Ключевыми обитателями средневековой Вятки были крестьяне. Они превращали плодородные поля в настоящие клумбы злаков, дарующих озимую рожь и разнообразные хлеба. Овес, ячмень, пшеница, а также лен и конопля — эти культуры олицетворяли труд и заботу вятчан. В огородах же плодились лук, репа, свекла, морковь — скромные дары земли. Животноводство играло значимую роль в жизни вятчан. Домашний скот обеспечивал молоком и мясом, создавая животрепещущую связь с окружающей средой.

Но в их жизни было место и для других занятий. Охота, рыболовство, бортничество дополняли их стол и украшали досуг. Ремесла, как важное звено вятской действительности, неотъемлемо вписывались в этот мозаичный мир. Мастера, владеющие тонкостями работы с деревом, металлом, костью, кожей, создавали изделия, заслуживающие признания. Интересно, как они осваивали техники и передавали опыт. Кузнецы, литейщики, гончары, ювелиры, скорняки — каждый вносил свою часть в калейдоскоп вятских умений. Словно паутиной раскинулись торговые связи в мозаике средневековой Вятки. Торговцы устанавливали контакты с соседними народами — марийцами, удмуртами, коми, хантами, болгарами и чувашами.

Наверное, больше никто в России не провел такого количества встреч и конференций на генеалогическую тематику, как СВРТ. На сайте СВРТ есть полезные онлайн-базы, например, «Алфавитный список потерь нижних чинов» или база по московскому купечеству, а «Фамильный навигатор» формата Wiki содержит данные об исследователях с указанием их интересов в области генеалогии, в том числе ссылки на изучаемые ими фамилии в привязке к географическим координатам — схожие идеи реализованы и в Familio. Масштабный проект «Память народа» посвящен Великой Отечественной войне. На «Памяти народа» собран огромный пласт информации о призыве, боевом пути, награждениях участников войны, зачастую здесь содержится и информация об их ближайших родственниках. Сейчас эта уникальная база является для многих своеобразным входным билетом в мир изучения семейной истории.

Второй проект посвящен участникам Первой мировой войны. Конечно, гораздо меньше связанных с ними документов сохранилось до наших дней, и они менее информативны, но тем не менее, это крайне важная информация о поколении отцов тех, кто воевал в Великую Отечественную. FamilySearch Редко можно встретить любителей генеалогии, не слышавших об этой некоммерческой организации, которая финансируется Церковью Иисуса Христа Святых последних дней неофициально известных как мормоны. Эта организация провела масштабное микрофильмирование архивных документов во множестве архивов России и сопредельных государств. Сейчас эти микрофильмы доступны в электронном виде на сайте, а некоторые из материалов индексированы.

Для многих исследователей генеалогии данные материалы стали ценнейшим источником информации. Необходимо отметить, что в последние годы есть проблемы с доступом к данному сайту на территории России. MyHeritage и Geni. MyHeritage не дает полноценных возможностей для российского генеалога — например, здесь нет отчеств и практически отсутствуют данные из архивов, но тем не менее по неофициальным данным у MyHeritage более миллиона русскоязычных пользователей.

Большинство представителей фамилии Чайковский относились к польской шляхте. Грибоедов был родом из польских дворян Гржибовских. В Польше весьма распространена фамилия Циолковский с родовым гербом «Ястржебец», как свидетельство его дворянского происхождения. Крупнейший композитор-новатор двадцатого века Стравинский — поляк по отцу. Поэты, писатели, художники, композиторы и исполнители, актеры, врачи, ученые и философы, военачальники и политические деятели — не счесть персоналий с польскими корнями, вошедших в золотой реестр российского общества. Поляки, особенно старшее поколение, славились учтивостью, деликатностью и доброжелательностью. У них до сих пор жив старосветский обычай целовать даме руку. Не отошла в прошлое и манера приподнимать головной убор при встрече. Не слушайте тех, кто хает польский язык за обилие щипящих. Борис Акунин любуется его цветом, вкусом и запахом: «Русскому уху он очень мил. Особенно когда по-польски говорят женщины — его звучание тогда настолько сладко, что все время хочется улыбаться». В русском языке более сотни полонизмов, заимствованных у поляков слов: знак, вензель, мещанин, рынок, мужчина, рыцарь, шляхта, гонор, бутылка, шпага, музыка, танец и др. Польские полонез и мазурка были весьма популярны и привлекательны в России среди аристократии XIX века. Удаль, блеск и грация отличали мазурку. Галантный и торжественный полонез, которым начинали балы, известен был с петровских времен и звучал как неофициальный российский гимн. Полонез, написанный графом Михаилом Клеофасом Огинским, репрессированным участником восстания Костюшко в Речи Посполитой, стал визитной карточкой польской музыки, он исполняется на выпускных вечерах в польских школах. Дадим слово Малгожате Станьчик: «Для небогатого польско-литовского дворянства самое важное было: конь, дворянская мантия, сабля, усы и вера в то, что «благородство обязывает». Ничего, что «наследственным имуществом» часто была хижина с одним дымоходом, два коровьих хвоста, а в поле трудились не крепостные крестьяне, а сам «благородный» со своей семьей. Важны были герб, социальный статус, землевладение и дворянские привилегии. Конечно, были и богатые ветви с 200-300 десятинами земли, десятками крестьян, что позволяло хорошо жить, выдать замуж дочерей и отправлять сыновей в школы. Довольно много среди массы моих предков тех, кто овладел искусством письма и иностранными языками, окончили хорошие школы и занимали важные должности». Миловский С. Издавна «польский вопрос» о судьбе Польши, ее двухвековая борьба за независимость будоражила умы корифеев русской литературы: Герцена, Вяземского, Достоевского, Толстого.

Средневековая Вятка: тайны земли и жизни

  • Вятская губ./обл.: генеалогия, краеведение - Россия - Форум ЯрИРО
  • Город Киров, Хлынов и Вятка: история основания, интересные факты, происхождение названия.
  • Заселение наших мест вятскими крестьянами: История наших дедов и прадедов.
  • Древний город Вятка
  • Чем знаменита Вятка? Чем гордиться Кировская область?

Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863–1918

Из учреждений духовного ведомства электричеством освещены духовная Консистория, епархиальная библиотека-читальня освещение устроил на свои средства член-казначей библиотеки В. Тихоницкий и Епархиальное женское училище. Наблюдая в настоящее время электрическое освещение в Епархиальном училище, освещение, безопасное в пожарном отношении, весьма полезное в отношении гигиеническом, как не дающее ни малейшей копоти, ни нагревающее воздух и приятное для глаз, нельзя не высказать пожелания, чтобы такое же освещение было введено и в других 2 духовно-училищных заведениях города Вятки: духовной семинарии и духовном училище. Вятские епархиальные ведомости - 1904 г.

Отпущено было электроэнергии на 90734 р. Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г.

Полиция разрешила в ночное время городовым разжигать на своих постах костры, которые 1 января и горели на углах, что против магазинов Кардакова и Клобукова, на Спасской улице. Первые огни на наших улицах обывателями были признаны за пожар тротуаров, но очевидность показала другое: у огней грелись городовые и извозчики. К греющимся от поры до времени подходили и прохожие.

На днях будут зажигаться огни и на других постах. Дров для разжигания костров пока городовым еще не отпущено, но они надеются их получить от городской управы в самом непродолжительном времени.

История создания крупных городских центров Южной Вятки и их роль в деле колонизации этих территорий подробно описана в сборнике «Энциклопедия земли Вятской»[7].

В статьях М. Кутюкова «Яранск»[8], В. Карпова «Уржум»[9], В.

Бердинских «Советск Кукарка »[10], Д. Наумова «Санчурск»[11] рассмотрена история крупнейших городов юга Вятки. Воспроизводятся легенды связанные с основанием поселения, его роль в истории колонизации и первичная планировка.

В труде «Марийский фольклор, мифы, легенды, предания»[12] собраны произведения устной прозы, отражающие исторический путь предков марийского народа. Данный том содержит предания этногенетического характера, рассказывающие о формировании населенных пунктов на Южной Вятке — Кукарки, Яранска, Уржума и Санчурска. Работа Р.

Голдиной «Древняя и средневековая история Удмуртского народа»[13] является крупным обобщающим трудом по истории и археологии Удмуртии. Впервые на основании широкого круга источников изложены основные этапы истории удмуртского народа. Большое внимание уделено контактам и взаимодействию удмуртов с марийцами и русскими в бассейне р.

В статье историка В. В ряде статей археолога Л. Макарова[15], длительное время занимавшегося проблемами славянской колонизации бассейна р.

Вятки, содержится материал, характеризующий как само заселение Южной Вятки русскими, так и отдельные его особенности. Подробно освещена тема духовной культуры поселенцев, их хозяйственного уклада и контактов с финно-уграми. Автором выдвинут ряд интересных теорий о заселении русскими юга Вятки.

Для подтверждения ряда важных выводов в работе использованы некоторые цитаты из трудов А. Спицына «Приуральский край. Археологические разыскания о древних обитателях Вятской губернии»[16] и С.

Платонова «Полный курс лекций по русской истории» [17]. Источником, отражающим национальный состав населения юга Вятки, является «Календарь Вятской губернии на 1892 год»[18]. В нем отражен количественный состав всех этносов на территории Яранского и Уржумского уездов.

Важным источником по истории заселения Южной Вятки русскими людьми является рукопись неизвестного автора из архивного фонда ВУАК Вятской ученой архивной комиссии «Заселение русскими Яранского уезда»[19], хранящаяся в Государственном архиве Кировской области. Автор рукописи использует анкеты с ответами крестьян Яранского уезда конца XIX в. К сожалению, многие регистраторы к этому вопросу отнеслись несерьезно, следствием этого явилось значительное количество неопределённых отметок в анкетах, вроде — 100 лет, давно и т.

Крайний срок наиболее правдоподобных ответов у крестьян, по наблюдению автора — 250 лет, 8-10 поколений. Точнее в этом случае ответы марийцев, более заботливо считающих поколения. Как отмечает сам автор: «Мы не гонимся за строгой точностью.

От нашего материала ея невозможно требовать, кроме, впрочем, XIX столетия»[20]. Тема заселения русскими людьми Южной Вятки крайне слабо освещена источниками и научными трудами. Основной пласт материалов относится к советскому и современному периоду и затрагивает общие вопросы проникновения русских людей на юг Вятки.

Можно сделать вывод, что тема изучена недостаточно и представляет значительный научный интерес. Глава I. Первоначальные сведения о русском заселении Южной Вятки Южная Вятка представляет собой обширное пространство, включающее в себя территории бывших Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии.

В древности, до заселения края русскими людьми, на данных территориях происходили масштабные исторические процессы — сменяя друг друга возникали археологические культуры, проходили процессы этногенеза. До образования губернии южная граница Вятского края проходила приблизительно по притокам Вятки Вое и Пижме. Территории Южной Вятки находились в пределах Казанского края.

К моменту появления на Южной Вятке русского человека край был под контролем племен луговых марийцев, находившихся на стадии патриархально-родового строя. Сегодня доказано, что этногенез марийцев не происходил на данных территориях — они являлись пришлым населением вытеснившим обитавших на этих территориях удмуртов. Историк А.

Вештомов, давая описание автохтонным народам Вятской губернии, так характеризует марийцев: «Черемиса марийцы — древние соседи вотяков удмуртов жившие издавна от них к югу. Предков их греческий историк Геродот назвал меланхленами. Вятки по рекам Кокшага и Пижма…»[21].

Вопрос о заселении русскими территории Южной Вятки, как и вопрос о заселении Вятской губернии в целом, дискуссионен и до конца не исследован. Во многом это обусловлено отсутствием достоверных источников и предвзятостью сегодня выраженной в стремлении к удревнению истории некоторых исследователей. Русских влекла в Приуралье пушнина соболя, белки, куницы и наличие свободных земель.

Первыми в Северном Приуралье появились новгородцы, они обложили данью Пермь, Печору, Югру и завязали с ними торговые отношения. С XII в. По мнению ряда исследователей, русские поселенцы впервые проникают в бассейн р.

Описание этого процесса содержится в одном из ранних письменных источников — «Повести о стране Вятской». Данный источник длительное время подвергался серьезной критике со стороны ряда историков: А. Верещагина, А.

Спицына, П. Луппова и других. Однако сегодня с накоплением массового археологического материала, скрупулезно собираемого и анализируемого в последние тридцать лет отрядами экспедиции Удмуртского университета под руководством Л.

Макарова, ситуация прояснилась и достоверность некоторых сюжетов «Повести…» научно подтверждена. К тому же, как отмечает ижевский археолог Л. Макаров: «сведения «Повести…» остаются, к сожалению, единственным письменным доказательством раннего начала колонизации»[23].

В вышеупомянутой «Повести…» говорится о походе двух новгородских отрядов из городка в низовьях р. Камы на Среднюю Вятку. Один из них пробрался по волокам с Камы в верховья реки Чепцы и основал там, на месте удмуртского поселения, город Никулицын.

Второй отряд новгородцев «внидоша по устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемисских жилищ и дошедшее до Какшарова городка обладаема Черемисою… и начаша ко граду приступати, и в другий день от града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша…. И тако Божиею памощию той Какшаров град взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишася и начаша житии на всей Вятской стране и посылаху от себе до уведения вверх по Вятке реке места усматривающее»[24]. Значительно позднее описания этого события автор «Повести…» сообщает, что ныне Кокшаров называется Котельнич.

Длительное время данная точка зрения в исторической науке преобладала. Однако археолог Л. Макаров выдвинул теорию о том, что Кокшаров не имеет к городу Котельничу никакого отношения и находится на Южной Вятке.

В своей теории он отмечает, что в окрестностях Котельнича отсутствуют топонимы, созвучные Кокшарову; финно-угорские археологические находки начала II тыс. Представляется, что составитель памятника почему-то связал два различных события. Захват городка Кокшарова происходит в районах черемисского марийского расселения, северная граница которого в X—XIII вв.

Пижма и верховий р. По археологическим источникам марийские племена севернее Южной Вятки вообще почти не заходили, таким образом, древнемарийское присутствие в Котельниче остается недоказанным. Показательно, что именно на территории Яранского уезда особенно в современном Санчурском районе , к западу и югу от р.

Пижмы, зафиксированы гидронимы Какша, Кокша, Кокшага, связь которых с Кокшаровым и Кокшарой более чем прозрачна. Исходя из этих данных, Л. Макаров считает, что под названием Кокшаров следует видеть Пижемское городище близь г.

Советск Кукарка на Южной Вятке. Здесь вместе с финно-угорскими находками рубежа I—IIтыс. Любопытно, что кукарский археолог А.

Лебедев, исследовавший городище, указывает на находки на нем железных крестов которые местные жители связывали с русско-марийскими битвами. Так, предания о битвах существуют в селе Жерновогорском, недалеко от городища, где есть часовня, под которой находятся кости марийцев и русских. В самой Кукарке тоже есть часовня на берегу реки при впадении Кукарки в Пижму, построенная, по преданию, на месте битвы русских с марийцами.

Проанализировав эти легенды, А. Лебедев пришел к выводу, что на Пижемском городище «мог быть уже в эпоху русской колонизации бой русских с инородцами»[26]. К тому же существовали легенды о расположении на городище культового места марийцев-язычников, что подчеркивает важность данного памятника.

Вниз по течению р. Вятки и в среднем течении р. Макарову говорить о существовании на Южной Вятке русского населения, возможно объединенного в особую Макаров называет ее Пижемской волость.

Центром ее стал летописный Кокшаров, а значит, и Пижемское городище[27]. Памятники, выявленные по правобережью нижнего течения р. Вятки, тянутся прерывистой цепочкой вплоть до ее устья.

Это: Лебяжское городище, где собраны мелкие обломки стенок предположительно славянских сосудов; поселение Мысы IV, открытое В. Ванчиковым, с обнаруженной на нем в ходе раскопок древнерусской керамикой и найденной неподалеку бронзовой подвеской с изображением птиц, обращенных к «древу жизни»; на территории Уржумского кремля так же найдена древнерусская посуда. Вне всякого сомнения, обнаружение новых славяно-русских памятников на Южной Вятке еще впереди[28].

На данных территориях лучше всего исследовано среднее течение Пижмы, где открыто 8 селищ и 2 могильника древнерусского времени. Оба кладбища — явление по-своему уникальное. Особенно выделяется чрезвычайной архаичностью погребального обряда могильник на Еманаевском городище VII—X вв.

Изучение данного могильника показало, что он отражает тот период славянской колонизации Южной Вятки, когда происходит переход от языческих верований к православию, т. Обнаруженная на среднепижемских памятниках древнерусская посуда отличается от найденной на средней Вятке тем, что почти не содержит в примеси толченых раковин и органики, что свидетельствует о неучастии автохтонного финно-угорского населения в жизни данных русских поселений. По мнению Л.

Макарова, это объясняется слабой заселенностью Южной Вятки в бассейне р. По-видимому, древние удмурты постепенно покидали эту территорию из боязни подвергнуться марийским нападениям, а марийцы появлялись здесь лишь эпизодически. В это практически пустующее пространство на Южной Вятке, в этот межэтнический вакуум и вклинились выходцы из Древней Руси, заложив начало складывания здесь особой, Пижемской волости.

Русское население Пижемской волости продержалось на местах своего проживания вплоть до середины XV в. Однако этот процесс нельзя считать началом масштабной колонизации. Заселялась только небольшая северная часть Южной Вятки, количество поселений на ней было малочисленным, и русские вскоре покинули эти территории, прервав тем самым процесс заселения.

Кроме того, выделение археологом Л. Макаровым особой Пижемской волости нуждается в дальнейшем уточнении на основе археологических и этнографических данных. Сам автор этой теории не считает вопрос окончательно решенным и относит его к разряду проблемных[30].

Глава II. Заселение территорий Яранского уезда Обстоятельства заселения русскими территории Яранского уезда можно реконструировать, используя сведения подворных описей XIX в.

Владивостокский отряд крейсеров уничтожил 15 пароходов, в т. Деревня Филатово Лебяжского района.

Ныне только лес и тишина... Еще одной достопримечательностью деревни может быть лог за деревней. Здесь в далеком августе 1918 года расстреляли 4 посланцев от степановцев, посланных в деревню Елькино двое степановцев, двое местных с мирной миссией узнать настроение местных жителей, но с винтовками в руках. На свою беду небольшой отряд нарвался на красноармейский отряд, двигавшийся на подавление Степановского мятежа.

После недолгих разбирательств степановцев расстреляли. Местные жители рассказывали, что на краю лога еще долго виднелись холмики, где были похоронены незадачливые парламентеры...

И так, в названии города скрыты годы истории, пронизанные событиями и загадками. Смена имени — лишь малая часть многочисленных страниц его прошлого. Киров олицетворяет собой не только имя выдающегося деятеля, но и багаж событий, определивших судьбу этого города, который когда-то был Хлыновом, Вяткой и ныне стал Кировом. Средневековая Вятка: тайны земли и жизни Коми-пермяки Архивы раскрывают облик древней Вятки, заслуживающей внимания не только историков, но и всех интересующихся наследием России. Этот регион, обрамленный веками и покрытый пеленой загадок, представлял собой многообразие жизни и труда. Ключевыми обитателями средневековой Вятки были крестьяне. Они превращали плодородные поля в настоящие клумбы злаков, дарующих озимую рожь и разнообразные хлеба. Овес, ячмень, пшеница, а также лен и конопля — эти культуры олицетворяли труд и заботу вятчан.

В огородах же плодились лук, репа, свекла, морковь — скромные дары земли. Животноводство играло значимую роль в жизни вятчан. Домашний скот обеспечивал молоком и мясом, создавая животрепещущую связь с окружающей средой. Но в их жизни было место и для других занятий. Охота, рыболовство, бортничество дополняли их стол и украшали досуг. Ремесла, как важное звено вятской действительности, неотъемлемо вписывались в этот мозаичный мир. Мастера, владеющие тонкостями работы с деревом, металлом, костью, кожей, создавали изделия, заслуживающие признания. Интересно, как они осваивали техники и передавали опыт. Кузнецы, литейщики, гончары, ювелиры, скорняки — каждый вносил свою часть в калейдоскоп вятских умений. Словно паутиной раскинулись торговые связи в мозаике средневековой Вятки.

Торговцы устанавливали контакты с соседними народами — марийцами, удмуртами, коми, хантами, болгарами и чувашами. Это позволяло обогащать обмен опытом и товарами. В той же мере, как вода натекает на плоскости земли, Вятка впитывала в себя новые влияния и культуры. Столицей области был Вятский Кремль — символ мощи и искусства. Средневековые города здесь родились из мелких торговых центров, как свидетельство развития общества. Постепенно Вятка стала не просто окраиной Русского государства, а мостом между различными его регионами. В XVI веке она поднялась на пьедестал благодаря интенсивности заселения и хозяйственному освоению. Фамилии — Вылегжанины, Вычужанины, Лузянины, Сысолятины — говорят о многообразии культурных путей, ведущих в этот регион. Древняя Вятка — это звено, объединяющее историю и современность. Её поля и дома пронизаны духом труда и красоты.

Сквозь века имена мастеров, заботящихся о земле и дарящих миру свои умения, не угасают, будто огонь, горящий в сердце этой земли. Принимая активное участие в сопротивлении польским интервентам, Вятка и другие города севера объединились в земское ополчение, направившееся к Вологде для содействия в битве с польскими войсками. Эти усилия совместно с войском М. Под началом воеводы Ивана Мансурова, вятский полк присоединился к Первому народному ополчению в 1611 году. Позднее эти отряды вступили в ряды народного ополчения Минина и Пожарского.

FamilySearch : Метрические книги : Вятская губерния : Единоверческая, 1844-1925

Поиск населенных пунктов на краеведческом портале "Родная Вятка" в разделе "Ревизии и переписи Вятского края". 316 и 211 Белявский. 1710 году Петром Первым проводится губернская реформа, разделившая страну на больших 7 губерний. Казань являлась губернским городом для Вятской провинции. Вятская провинция Казанской губернии делилась на три уезда – Хлыновский, Слободской, Котельнический и насчитывала пять городов – Хлынов, Слободской, Котельнич, Орлов и Кайгород. так называется многотомный труд краеведа Василия Старостина. 50 тысяч фамилий Вятской губернии собраны и описаны в этой работе. Это значительно расширило круг любителей генеалогии и качество их исследований. Сооснователь Familio Айдар Ахтариев рассказывает об интересных и важных онлайн-проектах, которые вносят большой вклад в популяризацию генеалогии.

Вятская губерния

316 и 211 Белявский. Самыми многочисленными по количеству названий документов оказа-лись рукописи религиозно-популярного назначения — 22 источника. В основном это очерки с описанием истории вятских церквей: «Описание древних церквей и. это исследование истории Вашей семьи на территории Кировской области. Составление генеалогического древа рода/семьи - это возможность узнать о своих предках и сохранить их память. 40. Машковцев, А.А., Машковцева, В.В. Старообрядцы и сектанты Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX века: взаимоотношения с региональными властями и Православной церковью: монография. Вятское наместничество 1796-1929 - Вятская губерния. Губернский город - Вятка (Хлынов, Киров). Дополнительным источником по генеалогии вятского крестьянства первой половины XVII в. являются оброчные книги (34).

Город Киров, Хлынов и Вятка: история основания, интересные факты, происхождение названия.

И поэтому оказание помощи в… Читать полностью 25-01-2019 Моя родословная: Составь свое генеалогическое дерево Дукаревич П. Год издания: 2007 Издательство: Лениздат Описание: Многих из нас рано или поздно начинает интересовать происхождение собственной фамилии. Люди все чаще задумываются о том, как найти корни предков, как при помощи фамилии узнать историю своей семьи или как выбрать имя ребенку. Антонов, И. Антонова Издательство: РГГУ Год: 2006 Книга посвящена важной и малоизученной проблеме источниковедения - исследованию метрических книг как источника по истории населения России. Авторы не только рассматривают проблему с традиционных позиций, но и вводят в научный оборот новые методы исследования и обработки источнико… Читать полностью 14-12-2018 "Перед тем как менять мир, научись менять себя. Чтобы изменить себя, узнай, кто ты. Чтобы узнать, кто ты, узнай, кто твои предки.

Андреевского в застройке города по масштабу сравнимо с той колоссальной работой, которая была проделана Филимоном Росляковым. По проектам Н. Андреевского построены храмы, многие десятки зданий, архитектурные комплексы усадеб. В звании Архитекторского помощника окончили Академию художеств: в 1814 году - И. Дюссар де Невиль, в 1836 году - И. Соловкин, 1846 году - А. Иван Денисович Дюссар де Невиль ок. В своем творчестве проповедовал и воплощал идеи позднего классицизма, воспринятые от своего учителя, мастера ампира, В. Стасова, помощником которого работал в 1814-1818 гг. Значительными работами Дюссар де Невиля стали архитектурные комплексы, формирующие ансамбли площадей г. Вятки: Главной городской площади — дом служителей Спасского собора 1824 ; Всехсвятской площади — дом церковного причта. В ансамбле Вятской духовной семинарии — поварня 1827 , библиотека 1831. Самым ярким архитектурно-градостроительным произведением И. Дюссар де Невиля является колокольня Спасо-Преображенской церкви в г. Слободском 1823. Постройки Дюссар де Невиля, отличаясь ясностью, простотой и монументальностью архитектурных форм обладают способностью композиционно «удерживать» крупные городские пространства улиц и площадей. Отдавая предпочтение дорическому ордеру, как и его учитель, И. Дюссар де Невиль не копировал античность, а, опираясь на четкую систему пропорций, находил для своих произведений новаторские решения, позволявшие органично вписывать их в исторически сложившиеся архитектурные ансамбли. Иван Тимофеевич Соловкин 1809-1864 учился в академии художеств во времена президентства А. Оленина, который стал инициатором многих нововведений в организации учебного процесса. После окончания в 1836 году Академии художеств он работал в Вятской губернии сначала помощником губернского архитектора 1836 , затем исполняющим дела губернского архитектора 1837-1840 и губернским архитектором 1840-1842; 1852-1860. Соловкин много проектировал и строил: жилые и общественные здания, храмы в Вятке и уездных городах. Интересен его проект классических каменных лавок в г. Котельниче 1841 , часовни, храмы. Самой значительной деятельностью И. Соловкина являлось его участие «при производстве работ» на строительстве Вятского чуда — Александро-Невского собора, возводимого по замыслу А. Александр Лаврентьевич Витберг 1787-1855 - для Вятки уникальное явление. Академик живописи, окончил Академию художеств в 1809 году по классу профессора Г. Автор проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. Назначенный «директором строительства» Храма, он был обвинен в растрате и хищении и сослан в Вятку. Находился в Вятке с 1835 г. Архитектурные произведения Витберга в Вятке: проект парадного фасада Алексадровского сада на Главной площади города ограда и ворота , проект Александро-Невского собора на Нижней Хлебной площади, проект публичной библиотеки и музея на Верхней Хлебной площади не осуществлен. Для Вятской губернии Императорская Академия художеств являлась основным источником высококвалифицированных архитектурных кадров, вплоть до 30-х гг. XIX века. Выпускниками Императорской Академии художеств кропотливо, преемственно, талантливо продолжали творить уникальный архитектурный образ Вятской земли. Все города имели развитое зонирование. Вновь учреждённая Вятская губерния была разделена на 10 уездов и насчитывала 13 городов. Царёвосанчурск, Малмыж, Кай стали заштатными городами. В 1816 году был восстановлен Малмыжский уезд, ставший одиннадцатым в губернии. Вятская губерния оставалась в пределах границ наместничества. На обширной территории ок. В 1797 г. Первым вятским губернатором стал Сергей Никитич Зиновьев. Завершающим мероприятием по образованию Вятской губернии явилось изменение церковного управления. В 1799 гг. Вятская епархия с тех пор получила название Вятской и Слободской. Глава епархии, епископ, управлял делами церкви через духовную консисторию.. Перспективные замыслы Рослякова по увеличению территории города Вятки воплотились в плане Е. Родионова 1807 при губернаторе В. Болгарском; подтвердились в плане М. Анисимова 1810 при губернаторе Ф. Фон-Брадке; а окончательное решение получили в генеральном плане Вятки, разработанном в Петербурге под руководством архитектора В. Гесте 1812. После упразднения Комиссии 1796 главные архитектурно-градостроительные органы сосредоточились в Министерстве внутренних дел и в Министерстве полиции. С 1811 года вопросы планировки и реконструкции городов решал архитектор В. Гесте, который в течение 20 лет фактически руководил градостроительством России. План Вятки за подписью Гесте, определивший планировку и застройку города почти на полтора столетия, был конфирмован Указом императора Александра I от 23 марта 1812 года. Воплощение нового плана началось губернскими архитекторами М. Анисимовым и Н. Андреевским под руководством губернатора Ф. Кроме губернского аналогичная корректировка планов проводилась в уездных и заштатных городах Вятской губернии. Сложившиеся «старые» и «новоземельные» вятские города возрождались к новой жизни в формах, присущих новой эпохе, сохраняя главные достоинства своего архитектурного образа и приобретая новые. Несмотря на достаточно четкий порядок расположения новой застройки и подчеркнутое единообразие её стилевых черт, города не теряли архитектурной индивидуальности, что подтверждают панорамы городов, выполненные в начале XIX века. Каждый город сохранил свою особенную живописность, силуэтность, пространственную пластичность форм, воспринимаемых в зрительном охвате города в целом и в его отдельных частях. В этом - проявление высокого градостроительного профессионализма Ф. Рослякова и его преемников — губернских архитекторов: Е. Родионова, М.

Позднее появится современная и по Казанской губернии. Генеалогическая часть сайта не менее обширна. Она включает в себя источники по генеалогии, списки когда-то живших людей в том числе духовные и военные , публикации об отдельных людях и сословиях, данные из переписи 1897 года и многое другое. Благодаря этим данным Вы, возможно, сможете найти на нашем сайте сведения или упоминания о своих предках, отталкиваясь от которых сможете начать изучение своей родословной. Кроме того, на основе имеющихся данных здесь можно сделать заказ на составление родословных в различных архивах Прикамья Киров, Казань, Йошкар-Ола, Ижевск. Подробно о составлении родословных и наших условиях можно прочитать в разделе «Услуги сайта» или на форуме. Родословные могут составляться только на основе церковных метрических книг, доступ к которым есть у администрации сайта; для работы с мусульманскими метриками у нас, к сожалению, нет возможности, так как они велись на старо-татарском языке. Кроме того, возможен поиск и других дополнительных документов по родословной в различных архивах Прикамья и работа с еврейскими метриками. Этнографическая часть сайта посвящена описанию множества народов, населяющих Нижнее Прикамье. Условно говоря, это православная культура русские, марийцы, удмурты, чуваши и другие и мусульманская татары и башкиры. Следовательно, многообразию культуры этих народов, населяющих эту часть Прикамья, и посвящен наш сайт. В разделе «Истоки» можно почитать фрагменты летописей и почитать другие материалы, посвященные начальной истории края. Для жителей и уроженцев республики Марий Эл может быть интересно также приложение В-контакте - группа «Вятка: наследие», посвященная истории, этнографии и генеалогии бывшей Вятской губернии.

А уже 31 января Конон Георгиевич Мусихин призван на действительную службу Управлением Вятского уездного воинского начальника. Вместе с другими мобилизованными Мусихина отправляют в С. Там формируют команды для отправки на Дальний Восток, и 22 февраля поезд везет его в г. Владивосток, где находилась бригада крейсеров 1-ой Тихоокеанской эскадры. Железной дорогой до Владивостока тогда добирались недели две-три , так что Конон Мусихин прибыл на место около 10 марта. Лишь за неделю до этого, 3 марта, на бригаде крейсеров Владивостока появился новый ее начальник, контр-адмирал Карл Петрович Иессен, назначенный на эту должность также новым командующим флотом Тихого океана, вице-адмиралом С. Сам Макаров прибыл в Порт-Артур из С. Макаров успел прокомандовать 1-ой Тихоокеанской эскадрой только 37 дней.

НАША ВЯТКА

Старая Вятка | Путешествия, история, кладоискательство Территория Вятской губернии вошла в состав Нижегородского края. Город Вятка стал сначала окружным, а затем и районным центром. В 1929 году в Нижегородском крае и во всех входивших в его состав районах бывшей Вятской губернии началась сплошная коллективизация.
10000-Vyatskaya-gub | BookLibrary Ступникова. Ее автор, уроженец д. Ступники Котельничского уезда Вятской губернии написал историю восьми поколений жителей этой вятской деревни. Возрождение интереса к генеалогии в 1990-е годы не обошло стороной и Вятскую землю.
Прикамье: наследие... - Главная страница Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру.
Культурное наследие Вятки Вештомов я вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества или с 1181 по 1781 год через 600 лет.
Ревизские сказки и переписные книги Вятского края | Родная Вятка В Вятке калачи по пятке, в Орлове по корове, а в Котельниче только по мельниче (вятская пословица).

Вятская губ./обл.: генеалогия, краеведение

Культурно-просветительская деятельность православной церкви среди удмуртов во второй половине XIX в. Ижевск, 2001. Буня М. Короленко в Удмуртии. Ижевск, 1982. Валов В. Ижевск: УдГУ, 1994. Владыкин В.

Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья. Ижевск, 2004. Вернадский Г. Русская историография. По следам музея очерки истории Кировского областного краеведческого музея. Киров: О-Краткое, 20110. Зорина Л.

Уральское общество любителей естествознания 1870-1929 гг. Екатеринбург, 1995. Коробкова О. Некоторые проблемы истории церкви в трудах А. Киров, 1996. Луппов П. Политическая ссылка В.

Ижевск, 1951. Мельникова О. Становление профессиональной археологии в российской провинции в начале XX в. Налепин А. Фольклорно-этнографическая деятельность Н. Невоструев Н. Уральский сб.

Екатеринбург, 1999. Пирогова Е. Свердловск, 1990. Решетов А. Сенникова Л. Археологические исследования П. Алабина в Вятской губернии.

Талантливый архитектор Иван Чарушин оставил свой след в архитектуре Вятки, спроектировав множество зданий, которые до сих пор определяют облик центральных улиц города. Вятка также гордится своими литературными деятелями: поэтом Ермилом Костровым, Николаем Заболоцким, Яном Райнисом и другими. Словно вдохновленная самой историей, Вятка продолжает жить и творить. Она принимала на своей земле Евгения Шварца, который вдохновился блокадой Ленинграда, а также других драматургов и писателей. История Вятки также связана с биографией маршалов, политиков и ученых.

Сквозь века Вятка оставалась местом, привлекающим духовных поисков и творческого вдохновения. В этой местности сочетались непростые условия жизни с глубокими духовными ценностями, делая ее не только свидетельницей истории, но и источником вдохновения для многих поколений. Исторический путь Вятской губернии: от крестьянской реформы до революции Слобода Кукарка ныне — г. Советск В 1858 году Вятская губерния входила в число крупнейших территорий России, занимая около 170 000 квадратных километров. По всероссийской переписи 1897 года численность населения выросла до 3 миллионов 30 тысяч 831 человека.

В Вятке, главном городе губернии, жило 25 тысяч жителей. Промышленное развитие начало оставлять отпечаток в 1861 году, когда первый пароход начал регулярные рейсы по реке Вятке, связывая города Поволжья. Прошло всего 38 лет, и в 1899 году железная дорога соединила Вятку с Пермью и Котласом, а с 1906 года поезда начали пересекать Волгу, связывая город с Петербургом. Свет появился на улицах города благодаря электростанции, а в 1905 году Вятка увидела свой первый автомобиль. Эпоху технологических открытий дополнил полет аэроплана в 1911 году.

В конце XIX века Вятка играла важную роль как торговый и ремесленный центр. Здесь пересекались железнодорожные пути, ведущие в Москву и Санкт-Петербург, а также располагались значительные запасы хлеба. Особое значение имели Ижевский оружейный завод и металлургические предприятия. Рабочие Вятки активно включились в Всероссийскую политическую стачку 1905 года, выражая свои социальные интересы. Вятка тесно переплеталась с событиями революции.

Уже 2 марта губернатор Н. Руднев признал власть Временного правительства. А 6 марта Руднев был отстранен от должности, а полномочия губернаторской власти переданы губернскому комиссару, который стал председателем губернской земской управы — П. По всей губернии проводились выборы — в городские думы, волостные, уездные, губернские земства и Учредительное собрание. Таков был исторический путь Вятской губернии — от крестьянской реформы до революции, на фоне которого формировались и менялись социальные и экономические аспекты этого региона.

Советское время Дети Вятской губернии изучают карту мира Вятка, сегодня известная как город Киров, и Кировская область имеют богатую историю, начиная с советских времен. Когда в Вятку пришли первые известия о Октябрьской революции в Петрограде, большевики начали устанавливать свою власть в регионе, опираясь на вооруженную поддержку солдат. Оппозиционные газеты были закрыты, а типографии, электростанции, водопровод, телеграф и телефон подчинены власти. I губернский съезд Советов прошел 5 января 1918 года. Речной порт Август 1918 года запомнился вспышкой Ижевского и Степановского восстаний на юге губернии.

Они осуществлялись под лозунгом «За Учредительное собрание». Однако эти выступления были подавлены большевиками. В 1929 году прошла административно-территориальная реформа, и территория Вятской губернии вошла в состав Нижегородского края.

XIII вв. Во второй половине XIII в.

Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Вятка впервые упоминается в летописях под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входивщую в то время в состав Золотой Орды. В 70-е гг.

XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю. В 1411 г.

Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в сер. Война закончилась победой Василия Темного.

Ширина рва 4 м, глубина его 3 м. Площадка городища имеет неправильную форму. Культурный слой достигает 60—70 см. В 80-х гг.

В 1938 г. Прокошев, а в 1957 г. Летом 1977 г. В нашем городе всего три памятника археологии этого периода: Остатки земляного вала Хлынова в центральной части города Чижевское городище на Зональном Наговицинское городище на Филейке.

Вятка: наследие

Кировская область - Как написать историю своей семьи? Имена Булычёва, Хохрякова, Машковцева, Прозорова, Клепикова стали неотъемлемой частью истории Вятки. Вятка – место, где встречаются история и будущее, древние легенды и современность. Этот город пропитан духом великих событий и тонкой нитью родной земли.
Заселение наших мест вятскими крестьянами: История наших дедов и прадедов. viktop: IvanS, тогда посмотрите, пожалуйста, еще одну семью 1710: Переписная книга города Вятки (Хлынова) и Вятского уезда переписи стольника иотова: Филипповская слободка (Часть 3: Лист 643об.) (л.650).
Моя родословная - Государственный архив Кировской области Как-то сами по себе получились своеобразные краткие очерки по истории Котельнича, Слободского, Орлова, Нолинска, Уржума, Яранска, слободы Кукарки и некоторых иных населённых пунктов губернии.
Древнейшие грамоты обнаружены в госархиве КО мужики хватские, когда семеро с ложкой, мы с поварежкой (вятская пословица). Просветительское сообщество по истории, генеалогии, этнографии и природе Вятского края и Прикамья.
Сергей Важенин - История Вятки Выписки из метрических книг прихода села Верходворья, Орловского уезда, Вятской губернии. Фамилии Коробейников, Крюков, Басалаев, Тепляшин.

Проекты по теме:

  • Книга Вятских Родов(www.gtrk-vyatka.ru)
  • Моя родословная - Государственный архив Кировской области
  • Заселение наших мест вятскими крестьянами: История наших дедов и прадедов.
  • Отзывы о ; 13 отзывов

Виртуальный хостинг

  • Заселение русскими людьми Южной Вятки - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым"
  • Название города Вятка - Хлынов - Киров
  • Знаменитые вятчане
  • Памятные книжки и календари Вятской губернии 1854-1916 | Проект «Исторические Материалы»
  • Главные генеалогические онлайн-проекты, которые появились до Familio
  • ВЯТКА И КАМА: НАСЛЕДИЕ ...

Новое издание по истории Православной Вятки

Вятская губерния Казань являлась губернским городом для Вятской провинции. Вятская провинция Казанской губернии делилась на три уезда – Хлыновский, Слободской, Котельнический и насчитывала пять городов – Хлынов, Слободской, Котельнич, Орлов и Кайгород.
Генеалогия Вятки Выписки из метрических книг прихода села Верходворья, Орловского уезда, Вятской губернии. Фамилии Коробейников, Крюков, Басалаев, Тепляшин.
МБУК "Белохолуницкий Краеведческий Музей" город Белая Холуница, Кировская область это культурно-историческая совокупность ценностей, которая всегда актуальна. Духовные ценности предков помогают сохранять историю и традиции. Они передают исторический опыт общественной деятельности в прошлом.
Книга Вятских Родов(www.gtrk-vyatka.ru) 17.00 Презентация книги Татьяны Лебедевой «Из истории Вятской почты» (Киров, 2017). Место проведения: г. Киров, ул. Герцена, д. 50.
FamilySearch : Метрические книги : Вятская губерния : Единоверческая, 1844-1925 Посмотреть список микрофильмов из коллекции Метрические книги: Вятская губерния: Единоверческая, 1844-1925 с сайта Поучаствуйте в проекте систематизации информации хранящейся на сайте

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий