Новости лезгины национальность происхождение

Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины – это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства, ремесла, дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации.

Лезгины - этнос, а не национальность

Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Напротив, столь успешное сосуществование позволяет обогащать культуру многих племён. Что же интересного может поведать история лезгин? И почему их называют самым необычным кавказским этносом? Исторические аспекты Много столетий тому назад, в начале XIII века, несколько кавказских племён решили объединиться и создать собственное государство. Надо признать, что это им удалось, несмотря на множество трудностей. В итоге лезгины стали одним из доминирующих народов в регионе Лезгистан.

Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе. Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику. Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям.

В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки».

Так же и очень симпатичные мне юкагиры тунгуссы могут. Это необыкновенно интересный народ русской Арктики, «морские зверобои побережья Северного Ледовитого океана» в 1931 году в СССР тунгусам почему-то поменяли имя, и с тех пор они стали называться эвенками. Юкагиры настоящий этнос, в отличие от казахов, которых большевики посчитали по своей малочисленности «народом без будущего» и разделили на три части Якутская республика, Чукотский автономный округ и Магаданская область , где в советское время их ассимилировали якуты и чукчи.

Численность юкагиров сильно упала по всем этим причинам по переписи 2002 года в Республике Саха 1097 чел. Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам. Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами. Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная.

Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос. Так как национальности не являются кровными органическими общностями, а являются политическими разнородными общностями, искусственно созданными в политических целях. Возможно, изначально они и не были виноваты в этом, это было сделано без согласования с ними. Однако тот факт, что поняв всё это, они осознанно приняли обман и готовы сохранить себя именно в такой форме любыми средствами и методами, осознавая, что только за счёт других народов — ущемляя, отбирая, ассимилируя и уничтожая другие этносы — они способны существовать в этом мире в таком своём состоянии, никак иначе они нежизнеспособны, насколько вошли в роль, что не могут сойти с этого ущербного пути, не способны вернуться к истокам, а продолжают идти, что делает их соучастниками. Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями.

Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру. Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом. Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством».

Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом». Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет. Относительно лезгин, не удивительна текущая тяжелая ослабленность лезгинского народа в свете известных обстоятельств. Этнос делает этносом только его органическая общность — с точки зрения этносоциологии, принадлежность к тому или иному этносу или народу. Этнос — органика, кровь, происхождение от общего предка.

При своём естественном развитие от этноса к политической нации, открываются новые возможности и перспективы, при которых настоящая политическая нация переходит в форму наднации или супернации, например, «русские». Определение «русские» — это уже давно не просто политическая нация и не просто этнос, а надэтническая культурно-историческая общность, имеющая социальную иерархию, стратификацию помимо общего языка и другие признаки народа см. Иногда его называют «суперэтнос». Русским можно стать, вне зависимости от своей крови, происхождения, а самое главное, абсолютно не нужно при этом отказываться от своей прежней идентичности например, чеченской или лезгинской или любой другой. Чеченец, родившийся и воспитанный в России, в русском мире, за границей спокойно называет себя «русским чеченцем» и от этого определения он не теряет ничего в отношении своего этноса, он продолжает оставаться одновременно нохчи.

Таким образом, этнос народ и национальность — это совершенно разные категории. Лезгин юридически по национальности является россиянином, так как имеет паспорт РФ, но по этносу по происхождению - Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Что такое нация? Нация - это высшая политическая форма развития этноса.

Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в наличии государственности. Как правило, нация редко бывает однородной, чаще всего в её составе присутствуют самые разные народности народность - это этническая группа, производная от корня материнского этноса, в силу исторических причин замкнувшаяся в определённой географической местности, в результате чего произошли изменения в языке. Лезгинский народ на самом деле имеет исторический опыт политической нации, но подзабыл об этом. Кавказо-албанская нация в прошлом была представлена около 26 племенами народности , которые, при общем происхождении, говорили на разных диалектах, отличались своими уникальными чертами. Конфедерация 26 племён народностей образовывали единую политическую нацию, называемую албанами, но по этнической принадлежности делились на леги, ути, гаргары, сильвы чилбы , гелы и другие.

Древняя Кавказская Албания естественным путём развилась до своего политического выражения, то есть до государства со всей надлежащей государственной атрибутикой. Несомненно, кавказские албаны достигли самой высшей формы развития своей этнической идентичности — политической нации. Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса. Основной механизм: соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одному сильному лидирующему этносу или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Что можем наблюдать в древности на примере государства наших предков - Кавказской Албании.

До сих пор учёные не пришли к единому мнению, является ли определение «албаны» названием отдельного этноса или общим наименованием всех народов государства. Вывод: любой существующий в мире этнос можно условно называть и национальностью, но не каждая национальность является этносом. Это единственный настоящий путь развития этноса до политической нации. Других путей нет. Попытка обойти этот процесс, обмануть природу, чревато будущими войнами, конфликтами, так как искусственно созданные химеры начинают воевать за освоение чужого жизненного пространства, избавиться от них не так то просто, а зачастую даже невозможно.

Рано или поздно, создание обращается против своего создателя, так как его не устраивает правдивая история своего создания, почему оно предпочитает отречься от своего создателя, а при возможности, даже уничтожить своего создателя, не оставить свидетельств, так сказать.

И еще, наверное, надо специалистам подумать о создании подобного фильма о представителях и других народностей. Ведь наш край богат ими, и каждый народ вносит свой посильный вклад в сокровищницу Страны гор. А наша солнечная республика — неотъемлемая часть страны, которая всегда была, есть и будет в составе Российской Федерации и лучезарно светит на небосклоне государства, напоминает всем нам о том, что мы все — дагестанцы — россияне.

Места проживания лезгинов и их культура Республика Дагестан в Российской Федерации. Большинство лезгинов в Дагестане живет в горах. Республика Азербайджан. Наибольшее число лезгинов проживает в городе Ленкорань и его окрестностях. Здесь они сохранили свою национальную и культурную идентичность. Горная Лезгия в Грузии.

Здесь лезгины также проживают в основном в горных районах. Северный Иран.

История Лезгин

Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.

Как проходит сватовство и помолвка Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар — обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота. Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты. В день обручения отец девушки девочки принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет. Lezgin plemeni Asakho В Азербайджане лезгинское население сосредоточено в Кусарском , Кубинском, Хачмасском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах и во всех крупных городах, в особенности, в столице — городе Баку.

При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса. Язык, религия, фольклор лезгинов Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа — дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом. До 1917 г. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты. Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты.

Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в. Лезгины создали богатый музыкальный в основном песни и танцевальный в том числе «лезгинка» фольклор. Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен. Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее, лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана.

Фильм будет интересен как для любителей истории, так и для поклонников художественных картин. Помнить о культуре и традициях своего народа лезгинам также призвана помочь премия «Душа Дагестана», созданная по инициативе правительства Российской Федерации.

На премию ежегодно номинируют 15 человек и присваивают за заслуги в сохранении и развитии народного творчества и традиционной культуры. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям: народный танец руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народного танца ; народное пение руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной песни ; народная музыка руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной музыки ; традиционная народная культура руководитель лучшего самодеятельного фольклорного коллектива, народный сказитель, исполнитель эпоса, семейный ансамбль, цирковой коллектив, группа канатоходцев ; народный мастер декоративно-прикладного, изобразительного и фотоискусства, по пошиву национальных костюмов, изготовлению музыкальных инструментов ; лучшее юное дарование — до 14 лет; народный театр режиссер лучшего народного театра, лучший актер народного театра ; руководитель лучшего управления отдела культуры муниципального образования. Церемония награждения номинантов состоится в декабре каждого года. Ранее, с 2010 года, при поддержке министерства культуры в республике была принята и действует целевая программа «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011-2015 годы». Культурная программа, осуществляемая при поддержке министерства культуры РФ, играет важную роль в развитии и поддержке народного художественного творчества лезгинского народа. Она помогает формировать эстетические ориентиры молодого поколения Дагестана, а также учит давать правильную оценку народного творчества и любительского искусства одаренных лезгин. Без сомнения, лезгинская земля полна талантливыми людьми. В их числе прекрасный поэт Заира Аминова, чье творчество ввели в программу изучения литературы старших классов. Она родилась 10 декабря 1973 г.

Стихи Заира начала писать уже с четырех лет. В 1995 году Заира начинала работать в Союзе женщин Дагестана. Именно в это время было написано заслужившее высокую оценку критики и читателей стихотворение «Беженка», посвященное бежавшим от войны женщинам Кавказа, которых приютили в Дагестане. Примечательно, что будучи сама лезгинкой, Заира пишет стихи только на русском языке. Поэзию Заиры Аминовой хорошо знают и любят у нее на родине. В 1996 году вышел на экран дагестанского телевидения фильм «Страницы дагестанской поэзии. Заира Аминова», который имел большой успех. Популярно творчество лезгинской поэтессы и в западной части России. В 1996 году в Санкт-Петербурге издательство «Печатный двор» выпустило сборник стихов З.

Аминовой «Страна мечты», получивший много положительных отзывов. Популяризации лезгинской культуры среди россиян также призваны способствовать занятия открытой в ноябре 2014 года Воскресной школы для детей школьного возраста в Москве. Учреждение с бесплатным преподаванием уроков лезгинского языка открылась при Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. В программу обучения школы входят преподавание лезгинского языка и литературы, история Дагестана и лезгинского народа, обычаи и традиции лезгин, декоративно-прикладное искусство и народная музыка. Руководителем воскресной школы стала Абидат Эюбова, опытный педагог, обладатель гранта президента России «Лучший учитель России». Преподавать лезгинский язык в школе приглашен кандидат филологических наук по специальности «Лезгинский язык», известный лезгинский поэт Халидин Эльдаров. Для лезгин, проживающих в Москве, школа стала очень значимым событием, поскольку подарила живущим вдали от исторической родины людям возможность сохранить родной язык и культуру своего народа для будущих поколений. Таким образом, государственная политика Российской Федерации сегодня отвечает требованиям общества и направлена на сохранение истории малых народов нашей большой страны. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков.

Заглядывая в него, молодое поколение видит образец для подражания и понимает суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен.

Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций.

Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.

Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом.

Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами.

С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов.

Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос.

Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты.

Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами.

Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган.

Арабы вместе с уже укрепившимися здесь персами и татами сильно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры. Лезгиноязычные народы под натиском переселенцев, которых поддерживали правители областей, вынуждены были перебираться в горы, на земли значительно худшие.

К этому времени в исламе произошел раскол: образовалась шиитская секта, требовавшая передать халифский престол потомкам Али. Пришедшие к власти Аббасиды перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад и правили здесь в течение нескольких веков. Это был период расцвета халифата который не преминул оказать благотворное влияние и на лезгиноязычные на- роды. Восстанавливались разрушенные города, возрождались экономические связи с соседями. Принявшие ислам лезгины стали развивать науку, литературу, искусство.

Арабский язык стал в Лезгистане языком науки и межнационального общения, постепенно вытесняя игравший ранее эту роль персидский язык, который пока удерживал прочные позиции только в области изящной, словесности, поэзии. В местной хронике «История Абу-Муслима» описывается типичный пример образования правящей верхушки и династий не только в областях, но и в отдельных населенных пунктах лезгин. У последнего родилось семеро сыновей. После отбытия Абу-Муслима на свою родину, семеро его внуков обосновались в селении Усуг, что под Шах-ал-Бурзом гора Шалбуз. Здесь возник конфликт между прибывшими и жителями селения Микрах.

Поэтому они из селения Усуг разошлись в другие селения, в которых доныне живут из поколения в поколение. После этого Мухтар-Санджаб построил мечеть в селении Сейф-ад-Дина и умер в нем. Мухтар-Санджаб в свое время разбил войско микрахского Сам-Сама и все дела селения Микрах оказались в руках Сейф-ад-Дина. У Юсуфа было четверо сыновей. Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах.

Все они — из потомства Абу-Муслима, утверждает хроника. Эти сведения красноречиво показывают, что не только правители областей, но и городов и сел претендовали на обоснование своего происхождения от знатных арабских родов. Несмотря на эту негативную тенденцию, основное население Лезгистана долго противилось исламу, упорно придерживалось языческих обычаев и верований. Об этом свидетельствуют и отголоски язычества, сохранившиеся среди лезгин и поныне. С ними и другими оригинальными материалами можно познакомиться в приложениях, помещенных в конце этой книги.

На полную самостоятельность претендовали и разрозненные области Албании. В середине IX века в Шарване правила династия Муайядов. Ее основателем был наместник Шамахи Мухаммед ибн Язид. Заново укрепленный им город Шамахи в его честь стал называться Язидийей. Поздние правители из этой арабской династии стали называться шарван-шахами.

Первоначально Шарван был небольшой административной единицей, но Мухаммед ибн Язид расширил ее территорию за счет соседних областей. Уже к X века шарван-шахи претендовали на Дербент. Основным населением Шарвана были лезгиноязычные народы, а также переселенные сюда в разные времена тэты, персы, арабы. Его на этом посту сменил назначенный халифом Мухаммед бин Хамус, который укрепил город Ганцах Гянджа. В Дербенте правил Хашим ас-Сулами — основатель дербентской арабской династии хашимитов.

Он стал правителем Дербента в 869 году, правил самостоятельно и лишь номинально подчинялся халифу. Династия хашимитов просуществовала около 200 лет. В Дербенте стоял сильный арабский гарнизон. Здесь также, как и во всей равнинной части Албании жили переселенцы — таты, персы, арабы и местные лезгиноязычные племена. Дербент контролировал торговлю бакинской нефтью и солью.

Более сильный в военном отношении Мухаммед ибн Язид стремился подчинить Дербент своему влиянию. Поэтому между обоими правителями шла скрытая ожесточенная борьба за сферы влияния. К северу от Шарвана было расположено небольшое княжество Лейран, основное население которого составляли также переселенцы — таты и арабы. Вскоре Мухаммед ибн Язид подчинил это княжество Шарвану. Еще дальше на север, на берегах реки Самур находилось царство Лакз.

Его население составляли вытесненные из равнинных областей лезгины, будут, крызы, хины и другие лезгиноязычные племена. К X веку Лакз сохранял самостоятельность и не принимал ни зороастризма, ни христианства, ни ислама. Впоследствии он номинально подчинялся то Дербенту, то Ширвану. Во время острых стычек между отпрысками арабских династий правители Лакза назначались эмирами Дербента. Так случилось в 953 году, когда царь Лакза Хашрам был приглашен в Дербент в качестве его правителя.

Один из сыновей Шарван-шаха Хайсам был назначен правителем Табасарана. Маленькие полузависимые княжества образовались в горах, где проживали лезгиноязычные народы — цахуры, кахи, эры, удины и другие. Здесь были мощные неприступные крепости, которые не подчинялись алчным рав- нинным правителям. В начале X века правившая в городе Двине курдская династия шеддадидов захватила Ганцах Гянджу и основала здесь самостоятельное государство. Вскоре она подчинила своей власти и город Партав с территорией Шамхора.

Среди всех этих полусамостоятельных удельных княжеств выделялся Шарван, где в 1027 году пришла к власти местная династия Кесранидов. Правители этой династии происходили из местного коренного населения, по сама себя считали потомками персидских царей, а именно Хосрова Ануширванай. Между кесранидами и шеддадидами установились родственные связи. Породнились они и с дербентскими хашимитами. И шеддадиды и хашимиты в силу известных причин не могли не считаться с мнением кесранидов в вопросах, внешней и внутренней политики.

Кроме русов Шарвану угрожали нашествием тюркские кочевники, хлынувшие в это время из-за Каспийского моря в Иран. К середине XI века в Малой Азии образовалось сильное государство тюрков-сельджуков. Сельджуки были выходцами из Средней Азии и составляли одну из ветвей тюрков-огузов. В 1054 году они захватили Иран и стали угрожать династии шеддадиов. Вскоре она признала власть тюрков, предводителем которых был жестокий завоеватель Тогрул-бек.

Спустя 15 лет в номинальную зависимость от преемника Тогрул-бека Алп-Арслана попал и Шарван. Сын шарван-шаха Манучихр был женат на дочери грузинского царя Давида. Этот брак объединил шарванцев и грузин на совместную борьбу с тюрками, хлынувшими в пределы древней Албании, которая прежде никогда не знала их. Шарван сохранял свою независимость ценой огромной дани, выпла- чиваемой ненасытным чужеземцам. Ее возглавил Чингиз-хан.

В течение семи лет 1213—1221 г. Хорошо обученная монгольская армия быстро продвигалась вперед, подчиняя себе огромные пространства. Полководцы Чингиз-хана Джебе и Субутай в поисках скрывшегося от них хорезмского султана Мухаммеда совершали вместе с войском длинные переходы, облагая местных правителей и население непосильными налогами, грабя и сжигая все на своем пути. Они должны были обогнуть Каспийское море с юга и по истечении трех лет вернуться в ставку Чингиз-хана по северному пути. В 1221 году огромная монгольская армия напала на Грузию, потом на Ганцах и Шарван.

Разграбив города и селения, обложив население налогом, она вернулась на зимовку в Иран. В следующем году они осадили столицу Шарвана Шамахи. Население города оказало захватчикам отчаянное сопротивление. Монголы долго не мог- ли проникнуть в крепость. Но вскоре им удалось разрушить в нескольких местах мощные стены.

А когда озверевшие воины хрынули в город, началась безжалостная резня. Разграбив Шамахи, монголы двинулись на Дербент. По пути к этому городу они жгли и разрушали все населенные пункты. Исторические хроники свидетельствуют о том, что монголы не смогли взят стены Дербента штурмом, поэтому прибегли к хитрости. Они послали к правителю Дербента несколько воинов со словами: пришлите ваших послов для заключения мира.

Правитель Дербента поверил им и отослал в ставку Джебе и Субутая нескольких знатных людей. Монголы схватили их и убили, оста вив в живых только одного. Под страхом смерти ему предложили показать обходную дорогу на север.

История и происхождение лезгинов

  • Лезгины — дагестанский народ с ярким танцем
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
  • Лезгины. История, культура, традиции
  • Традиции и обычаи лезгинов

Южный Лезгистан: Быть или не быть?

Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию. Название культуры — Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские племена кавказской языковой семьи племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье. К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура — культура Куро-Аракского энеолита она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье. А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно. Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык язык урартов. С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы — собственно кавказские народы и хурритов южнокавказские племена — будующих урартов. К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события.

На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен: Колхидская культура это будущие абхазы и западные грузины , Ходжалы-Кедабекская культура это будущие албаны , Каякентско-Хорочеевская культура это будущие лезгины и другие дагестанские народы , Муганская культура это будущие каспии и южные албаны. Центрально-Закавказская это будущие грузинские народы Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции лувийцев, хеттов, палайцев. К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась но только культур, а не языков. Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий. К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту урарты-хурриты сложился новый народ — армяне смешение урартов, палайцев и западных фригийцев. А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская это культура албанов. К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура — кувшинных погребений это племена будущих грузинских племен. К 550 году нашей эры, под влиянием передвижение больших групп племен с востока на запад гунны, тюрки, хазары, авары , на Кавказе тоже начинаются происходить этнографические изменения языковые.

Завершили свое формирование народы — адыги, колхи и иберы. К 950 году сформировались народы ясы осетины , касоги адыгейцы , абхазы, грузины. К 1150 году полностью исчез народ — албаны, на его месте сформировался новый тюркский народ — азербайджанцы из огузов, пришедших на Кавказ с территории Туркмении. Оставшиеся северные албаны оказали свое влияние на формирование дагестанских народов. К этому времени можно отнести формирование лезгин как народа. Хотя я еще раз напоминаю, лезгины как народ начали формироваться значительно раньше. Я уже упоминал о выше о народе «леги» в 3-м веке и «лакзы» в 9-м веке. По моему мнению лезгины являлись основным население государства Дербент, которое существовало в 7 — 13 веке было уничтожено монголами , и государства Ширван, которое существовало в 14-16 веке, а также в Дербентском и Кубинском ханстве которые были присоединены к России. Вообще история любого народа интересна, если ее внимательно изучать.

Лезгины — это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. В Средние Века вокруг крупных селений лезгин Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие. Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины. Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских.

Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. По данным переписи населения 2002 г. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана. Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно. Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. Вплоть до 30-х годов ХХ в. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству. На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство.

Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот.

Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже.

Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу , а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу.

Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией.

Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода". Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию. Лезгины — народ, проживающий на юго-востоке Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Язык относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков.

Об этом пишет Бартольд : «Русские, видимо, также первоначально называли лезгинами только народности Южного Дагестана в противоположность горным народам северных районов таули — от тюрк. Интересные сведения приводил русский генерал А. Комаров , служивший начальником штаба Дагестанской области : «Всю восточную часть Дагестана занимает особое многочисленное племя, известное под названием кюра. Кюры… делятся на две части: 1 жители бывшего кюринского ханства Гетегар, от названия селения Чехе-Гетал, считавшегося прежде главным в Кюре: а вторые — Ахсагар, от селения Ахса Ахты , считавшегося главным в долине Самур.

Объясняя слово «лезгин», Е. Козубский отмечает, что по одним источникам на турецком языке оно читается как «горский житель», по другим, на неизвестно каком языке — «разбойник», и по третьим представляет собой искажённое грузинское слово «леги» и означает «горец»; по утверждению дербентских мусульманских учёных, название «лезгины» распространено арабами и есть «ля-заги», то есть нечистые, противопоставляя жителям приморской равнины, которые прежде других приняли ислам [2]. Бутаев производил этноним лезгин от лакского слова «лакъсса» — высокий [20]. Абдуллаев и К.

Микаилов пишут, что термин лезги, обозначавший в азербайджанском языке дагестанцев, …в первую очередь относился к ближайшим соседям, к племенам современной лезгинской народности, а в местах совместного проживания кюринцев лезгин и азербайджанцев употреблялись именно термины лезги и не лезги то есть азербайджанцы. К тому же азербайджанский язык был широко распространён у народов Южного Дагестана. Гасан Алкадари, известный дагестанский учёный, лезгин по происхождению [21] , отмечал: «В настоящее время кроме групп, говорящих на азербайджанском и джагатайском тюркских языках, остальные мусульмане называются лезгинами, и все их языки называются лезгинскими языками. Известно также, что слово лезги употребляется с перестановкой Г и З в форме легзи, так как в арабских словарях это имя переведено в последней форме» [22].

О подобном употреблении свидетельствовал и знаменитый османский путешественник XVII века Эвлия Челеби при описании Малой Кабарды: «К югу от горы Эльбрус живёт народ христианского вероисповедания, который называют лезги или легзи. У них пятьдесят тысяч воинов, подчиненных персам» [23]. Российский и советский филолог и кавказовед Н. Марр подчёркивал: «Лезгины — родовое название, обнимает оно все народы и племена лезгинского ответвления северокавказских яфетидов в Дагестане и Закатальском округе» [19].

Примерно со второй половины XIX века кюринцы начали использовать этноним лезги в качестве своего этнического самоназвания. О том, что уже в 1860-х годах термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. Услар пишет: «... Это название есть столь знакомое нам: лезги ед.

Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки» [10]. Об отсутствии среди современных лезгин общего этнического названия также упоминает А.

Дирр , подчёркивая, что, как и аварцы, «… хюркилинцы то есть даргинцы и кюринцы тоже не имеют этнического названия» [10]. Магомедов писал: «Даже накануне революции лезгин не всегда называл себя лезгином, а говорил, что он курушец; другие себя называли кюринцами. Ахтынцы называли себя ахцахарами» [19]. Применительно к нынешнему народу термин «лезгины» стал употребляться с конца XIX — начала XX века, используя экзоэтнонимические традиции азербайджанцев по отношению к дагестанцам и прежде всего к собственно лезгинам [24].

После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы [25]. Кюринцы — придуманное Усларом для лезгин специальное название, поскольку самоназвание лезгин из-за своей популярности, русские в XIX веке ошибочно и безразборчиво начали называть всех горских племён Дагестана [26]. Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Касательно этногенеза лезгинского народа , то оно не до конца остаётся ясным.

В дореволюционных источниках и ранних исследованиях приводились различные точки зрения относительно происхождения народностей лезгинской языковой группы , в том числе и самих лезгин. Авторы «Тарихи Дербент-намэ» считали лезгин потомками гуннских племён [28]. По мнению Бакиханова жители лезгинского селения Микрах , как и жители лакского селения Кумух , «принадлежат к остаткам племени руссов или славян , переселившихся сюда во время владычества хазар », а «жители части Табасарана , западной стороны Кубинского уезда , Самурского округа и Кюринского владения, по большей части, состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами» [29]. Берже в 1858 году выдвинул версию об индийском происхождении лезгин [28].

Данная версия основана на некоторой антропологической схожести дагестанцев с представителями племени буришков буриши на северо-западе Индостана [30]. В начале XX века К. Курдов высказал мнение, что кюринцы то есть лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев » [29]. Согласно Евграфу Савельеву лезгины, «самый многочисленный и храбрый народ на всём Кавказе ; они говорят, собственно самурские, лёгким звучным языком арийского корня, но благодаря влиянию, начиная с VIII в.

В 1899 году норманнист датчанин В. Томсен , изучая малоазийские связи народов Кавказа , заметил: в северокавказских лезгинских языках множественное число существительных образуется через -r, -ru, -ri, -ar. Но и в шведском через — ar, -or, -er, -n: draken дракон , драконы — drakar. Бухта, залив — vik, заливы, бухты — vikar.

В датском через -er, -e, -r: викинги — vikinger. В норвежском — близко к датскому. Лезгины называют себя лезгияр. Лезгинка «изначально была танцем воинов», она — «прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе ».

По Стурлусону, предки викингов жили в Приазовье и на Кавказе, а священник и историк П. Флоренский считал древних кавказских албанов близкими к финикийцам и лезгинам [32]. Лингвистические данные Основная статья: Лезгинский язык В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. Лезгины разговаривают на языке , относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи.

Учёные-лингвисты полагают, что представители этой семьи связаны между собой общностью происхождения и являются древнейшими обитателями Кавказа. В связи с этим остро стоит вопрос о существовании единого праязыка, который с течением времени распался на множество других языков. Бокарёв предполагает, что такой праязык-основа существовал в эпоху не ближе III тысячелетия до н. Потому Х.

Шихсаидов указывают, что в III тысячелетии до н. Учитывая значительную близость агульского с лезгинским и табасаранским языками, З. Тарланов предполагает, что древневосточнолезгинский диалект, являвшийся частью лезгинского праязыка, относительно поздно распался на отдельные восточнолезгинские языки — собственно лезгинский, табасаранский и агульский. Давно выдвинутые гипотезы о родстве современных северо-кавказских языков с древнейшими языками Передней Азии получили серьёзные подтверждения.

Так, И. Дьяконов и С. Старостин обнаружили свыше 100 общих корней между хуррито-урартскими и нахско-дагестанскими языками, что показало несомненное родство хурритского и урартского которые уже в третьем тысячелетии до н. Кузун Бакинская губерния , 1880 год Ряд авторов Ихилов [37] , Шихсаидов и Рамазанов [38] , касаясь отдельно вопроса об этногенезе народностей лезгинской группы, затрагивают и их антропологический характер.

Ещё в XIX веке русский антрополог Иван Пантюхов считал, что «главная масса лезгин имеет некоторые общие или свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов» [37]. Проведённые антропологические исследования выявили на Кавказе кавкасионский тип , к которому относятся жители западного и центрального Дагестана аварцы с андо-дидойскими народностями , лакцы , даргинцы , и каспийский подтип , представленный у народностей юго-восточного Дагестана, в частности среди азербайджанцев и в смешанном виде приближаясь к кавкасионской [39] , в лезгиноязычных группах и у кумыков. По мнению Г. Дебеца , народы Дагестана образовались в результате смешения двух типов Кавказа: кавкасионского и каспийского [37].

Со своей стороны В.

Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами». В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.

Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана. Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых

В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М. Мурадагаев «Зеркало», 12. Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц. Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя.

Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты — сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения ср. Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры — нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков например, о певице Рагимат Гаджиевой — 23. Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование». Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели. Одна из самых заметных среди них — редактор газеты «Самур» Седагет Керимова, которая родилась 30 марта 1953 года в селении Каладжуг Кусарского района. Она окончила среднюю школу в городе Кусары, факультет журналистики Азербайджанского государственного университета и там же аспирантуру отделение философии.

Работала в газетах «Совет кенди», «Хаят», «Азербайджан», «Гюнай». С 13 лет публикует стихи, рассказы и статьи в республиканских изданиях. В различных издательствах Азербайджана у нее вышло уже 10 книг: «Немой крик» — на азербайджанском языке, «Лезгинкадал илига» «Сыграй лезгинку» — книга стихов на лезгинском языке, «Къарагъ дуьнья, лезгинкадал кьуьлериз» «Вставай, мир, лезгинку пляши» , «Къайи рагъ» «Холодное солнце» и «Мад са гатфар» «Еще одна весна» , сборник прозаических произведений «Блажная» и поэтический сборник «За семью горами» — на русском языке в переводах азербайджанских переводчиков и другие. Керимова преподавала лезгинский язык и литературу в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета. Она же в 1996 году создала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар», в репертуар которого входят народные песни и танцы, а также сочинения самой Керимовой более 100 песен. Ансамбль «Сувар» проводит широкую концертную деятельность. В 2004 году издано два альбома этой группы: «Зи хайи эл» и «Ягъ, са лезги макьам».

Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе. Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику.

Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям. В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки». Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам. В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно. Вероятно, со временем все лезгины смешались, образовав современный этнос, знакомый всем нам. Историк А. Сегодня подавляющее большинство лезгин проживает в Дагестане.

Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии.

В Дагестане, большинство лезгинов являются мусульманами, в то время как в Азербайджане и Иране существуют и другие религиозные группы среди лезгинской диаспоры. Места проживания лезгинов Места проживания лезгинов включают Дагестан, где они составляют одну из самых крупных этнических групп; Азербайджан, где они являются второй по величине национальной группой; а также другие регионы Северного Кавказа, включая Ингушетию, Чечню и Кабардино-Балкарию, где также проживает значительное количество лезгинов. Существует большая диаспора лезгинов в Москве и других российских городах, а также в странах Европы, таких как Германия и Франция, где лезгинская диаспора является одной из самых крупных на Кавказе. Лезгины также живут в Турции, Иране и других странах Ближнего Востока. Кроме того, следует отметить, что лезгины независимо от места проживания чаще всего исповедуют ислам, и являются преимущественно суннитами.

Ислам сильно влияет на культуру и традиции лезгинов, а многие из них считают ислам священной частью своего национального и культурного наследия. Корни и история лезгинской национальности По историческим данным, лезгины населяли Кавказские горы и были охотниками и собирателями. В течение веков они развивали свою культуру и образ жизни, сохраняя свою традиционную религию и язык. Многие лезгины исповедуют ислам в современной эпохе, но до прихода этой религии в регион они исповедовали языческие верования и были близки к шаманизму. Помимо этого, в регионе выжили и другие древние иранские религии, такие как зороастризм и настанник. В настоящее время лезгины проживают на Дагестане и в северной части Азербайджана. У них есть сильные этнические и культурные связи, и они поддерживают тесные контакты друг с другом.

Культура лезгинской национальности богата и разнообразна. Лезгинские танцы и музыка широко известны за пределами региона и привлекают внимание своей энергией и красотой.

Дети Есть много традиций лезгинского народа, связанных с появлением на свет детей. Мужчина не должен находится в доме, когда его жена рожает.

Появление в роду мальчика — гордость и невероятное счастье. Рождение дочери воспринимается намного сдержаннее. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Мальчику даёт имя не мать, а старшие члены семьи.

Чаще всего выбирают имя в честь какого-то славного предка, который уже умер. Считается, что новорожденный получит все его лучшие качества. Но если с этим именем малыш много плакал и болел, то могли придумать новое, чтобы опять изменить судьбу и характер, запутать злых духов. По традиции появление наследника празднуют несколько дней.

Молодые родители должны приготовить богатый стол, накормить всю округу: именно тогда судьба будет благосклонна к малышу. Чтобы ребёнок не вырос вором, ему очень долго не остригали ногти в первый раз. А когда это делали, их сжигали в костре. Первую стрижку волос младшему члену рода проводил самый старший.

Пушок клали под подушку ребёнку, и это дарило ему спокойный сон. Считалось плохой приметой, если первый зуб у грудничка заметит мама. Если это произойдёт, она должна порвать свой ворот и воротник малыша, чтобы предотвратить беду. Праздники Масса интересных традиций у лезгинов связаны с праздниками.

Праздник цветов Когда горы в конце весны или в начале лета покрывались травой, отмечали Праздник цветов — Цуькверин сувар-Арбе. Это происходило в конце мая или во время первой недели июня. Назначали шаха тамаду , им был самый весёлый человек в селе. В урочный день нужно было идти в поход за букетом.

Для этого отправлялась целая процессия, вооружившись едой. Это были шумные радостные люди в ярких одеждах. Впереди шествовали музыканты, играющие на зурне и барабане, все пели песни. В горы эта процессия отправлялась в полночь.

Там они устраивали песни, пляски, состязания, рвали букеты, заготавливали травы для лекарств, приправ, кулинарии и напитков. Вечером они возвращались назад и отдавали собранное старикам. Праздник черешни Это праздник земледельцов и скотоводов, который у лезгинов называется ПIинийрин сувар — Кiару. Для всех лезгинов это был важный день, который выпадал по традиции на конец июня.

Все надевали красивую национальную одежду, всадники объезжали молодых коней, а на бывалых скакунах проводились скачки. Молодёжь танцевала и пела обрядовые песни.

Лезгины - этнос, а не национальность

Новости Армении - сегодня на Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии.

История народов России: лезгины

Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Какие нации произошли от лезгин? В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Лента новостей10. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов.

Национальность "лезгин": история

  • Лезгины - Традиция
  • Лезгистан – миф или реальность?
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты |
  • Лезгины: происхождение и этническая принадлежность
  • Какая вера у лезгинов: религия лезгинов 🙏 православный клуб
  • Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?

Бесконечные войны с римлянами , византийцами , персами , хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец « Лезгинка » у Грузин именуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев.

Опять-таки, наши южные соседи, созданные из десятков разных племён с разными языками, и это не только «азербайджанцы», но и «грузины», собранные из разных самостоятельных этносов с разными языками. До февральской революции не было такого этнонима «грузины», под этим названием сплавили десятки древнейших самостоятельных этносов мегрелы, сваны, лазы, картлийцы, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, ингилойцы, чвенебури, пшавы, хевсуры, кахетинцы, аджарцы, гурийцы, ферейданцы и другие — осколков древних Иберии и Колхиды, чтобы создать мощную укрупнённую политическую нацию с общим для всех картвельским языком. Сталин был картвели по матери, по отцу - горный осетин Джугаев. Непонятно почему, но факт, что «грузинам» в СССР были даны беспрецедентно высокие привилегии, каковых не было более ни у одного другого советского народа. Вот в каких целях в СССР был создан термин «национальность». Он был создан изначально для категории новых советских политических наций, которым без всякого труда с их стороны, без прохождения необходимых естественных этапов развития «от племя — этнос народ — нация», сразу была присуждена высшая политическая категория «нация». Так как они не являлись подлинными этносами и потому определять их как этносы было невозможно, придумали форму от «нация» - «национальность». А чтобы, так сказать, в дальнейшем не ущемлять их достоинства и не унижать их, чтобы у них не было никакого комплекса перед настоящими этносами, то было принято решение вообще не использовать определение «этнос» в СССР в юридическом отношении, а вместо него использовать исключительно только новое определение «национальность».

Например, название «казахи» не может называться «этносом», так как нет кровного общего происхождения всех казахов от одного общего предка. Как и «азербайджанцы», как и «украинцы», как и «грузины» и тд. В отличии от них, допустим, чеченцы или лезгины могут. И буряты булагаты могут. Племена, участвовавшие в этногенезе бурятского народа, являются потомками Булагата, общего предка булагатских родов. Так же и очень симпатичные мне юкагиры тунгуссы могут. Это необыкновенно интересный народ русской Арктики, «морские зверобои побережья Северного Ледовитого океана» в 1931 году в СССР тунгусам почему-то поменяли имя, и с тех пор они стали называться эвенками. Юкагиры настоящий этнос, в отличие от казахов, которых большевики посчитали по своей малочисленности «народом без будущего» и разделили на три части Якутская республика, Чукотский автономный округ и Магаданская область , где в советское время их ассимилировали якуты и чукчи.

Численность юкагиров сильно упала по всем этим причинам по переписи 2002 года в Республике Саха 1097 чел. Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам. Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами. Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная. Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос. Так как национальности не являются кровными органическими общностями, а являются политическими разнородными общностями, искусственно созданными в политических целях. Возможно, изначально они и не были виноваты в этом, это было сделано без согласования с ними.

Однако тот факт, что поняв всё это, они осознанно приняли обман и готовы сохранить себя именно в такой форме любыми средствами и методами, осознавая, что только за счёт других народов — ущемляя, отбирая, ассимилируя и уничтожая другие этносы — они способны существовать в этом мире в таком своём состоянии, никак иначе они нежизнеспособны, насколько вошли в роль, что не могут сойти с этого ущербного пути, не способны вернуться к истокам, а продолжают идти, что делает их соучастниками. Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями. Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру. Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом. Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством». Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом».

Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет. Относительно лезгин, не удивительна текущая тяжелая ослабленность лезгинского народа в свете известных обстоятельств. Этнос делает этносом только его органическая общность — с точки зрения этносоциологии, принадлежность к тому или иному этносу или народу. Этнос — органика, кровь, происхождение от общего предка. При своём естественном развитие от этноса к политической нации, открываются новые возможности и перспективы, при которых настоящая политическая нация переходит в форму наднации или супернации, например, «русские». Определение «русские» — это уже давно не просто политическая нация и не просто этнос, а надэтническая культурно-историческая общность, имеющая социальную иерархию, стратификацию помимо общего языка и другие признаки народа см. Иногда его называют «суперэтнос». Русским можно стать, вне зависимости от своей крови, происхождения, а самое главное, абсолютно не нужно при этом отказываться от своей прежней идентичности например, чеченской или лезгинской или любой другой.

Чеченец, родившийся и воспитанный в России, в русском мире, за границей спокойно называет себя «русским чеченцем» и от этого определения он не теряет ничего в отношении своего этноса, он продолжает оставаться одновременно нохчи. Таким образом, этнос народ и национальность — это совершенно разные категории. Лезгин юридически по национальности является россиянином, так как имеет паспорт РФ, но по этносу по происхождению - Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Что такое нация? Нация - это высшая политическая форма развития этноса. Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в наличии государственности. Как правило, нация редко бывает однородной, чаще всего в её составе присутствуют самые разные народности народность - это этническая группа, производная от корня материнского этноса, в силу исторических причин замкнувшаяся в определённой географической местности, в результате чего произошли изменения в языке.

Лезгинский народ на самом деле имеет исторический опыт политической нации, но подзабыл об этом.

В преддверии Дня народного единства мы говорим о его семье, в которой пятьдесят лет назад объединились уроженка Саратова, студентка госуниверситета имени Чернышевского, Капитолина и сын солнечного Дагестана, курсант Саратовского высшего военного инженерного училища химической защиты, лезгин Абдулага. О семье, в которой муж и жена не делят себя по разным национальностям, а одинаково соблюдают традиции верности. Верности друг другу, верности памяти предков, верности чести и жизни, что называется, по совести. Две свадьбы С семьями, в которых супруги принадлежат этнически к разным народностям, общаться всегда интересно. Узнавать что-то новое, что-то, не такое привычное для нас, коренных жителей российского Черноземья. Правда, Ахмедовы сразу предупредили: вряд ли с журналистской точки зрения получится уникальный материал.

Глава семьи, по его собственному признанию, «обрусел» больше полувека назад, как приехал учиться в военное училище в Саратове. Родился в небольшом селе в предгорье, а в 1964 году наша семья после землетрясения перебралась в низменность, ближе к морю. Мои родственники до сих пор живут там, поэтому связи с малой родиной не теряю, — говорит Абдулага Ахмедов. Уходя в историко-географический экскурс, он буквально за несколько минут даёт краткую характеристику и всему Дагестану, и самим лезгинам. Дагестан является самой многонациональной республикой России. По официальным данным, здесь проживают представители более ста национальностей в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Лезгины при этом по численности занимают уверенное четвёртое место, уступая лишь кумыкам, даргинцам и аварцам.

На прямой вопрос, как родные встретили его избранницу, отвечает: негатива в адрес юной Капитолины не было; лезгины, да и многие кавказские народы, вопреки часто встречающемуся стереотипу, никогда не выступали против союзов с представителями других национальностей. Одна — в Саратове, студенческая.

Беневени — писал: …За день перед поездом оной хан получил подлинное известие, что с Низовой стороны помянутых бунтовщиков, а именно Дауд-бея, Исми и Сурхай войско поднялось и приближается к Шемахе… [67]. По этому договору Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные ей Ираном. Россия же признала за Турцией почти всё остальное Закавказье. Важное место в Стамбульском договоре занимал вопрос о Ширване, который должен был представлять собой особое государство-ханство ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом. Данный вопрос нашёл своё отражение в первой же статье Стамбульского договора. По данному поводу Бутков писал: «Поелику лезгин ширванские, яко мусульмане, прибегли под протекцию Порты, и Порта приняв их под протекцию постановила над ними ханом Дауд-Бега, и снабдя его на сие достоинство дипломом, определило местом пребывания его город Шемаху» [66] [68]. Согласно договору, политический статус государства Хаджи-Дауда определялся следующим образом: Понеже места в ширванской провинции, принадлежащия к Порте, почитаются особым ханством, того ради, город Шамахи имеет быть пребыванием хана; но город да останется в прежнем состоянии, без всякаго новаго укрепления, и со стороны Порты да не будет в нём гарнизона, и ни же отправлять туда войски, исключая случаев, что или хан взбунтует и выйдет из послушания, или между жителями провинции той окажутся непорядки, вредные интересам Порты, или они предпримут неприятельские действия на принадлежащия царю места и земли; в таких случаях Порта иметь будет право, для пресечения всего того с своей стороны потребное число войск отправить чрез реку Куру, с позволения однакож российских командиров» [68]. Тем не менее, Хаджи-Давуд Мюшкюрский не признавал условий договора и выступал против него.

Он намеревался создать сильное независимое государства на всей территории Ширвана от Баку до Куры и от Дербента до Куры, и не хотел принимать роль послушного орудия в руках османского султана [66]. Хаджи-Давуд открыто заявил о своём несогласии с установленными договором новыми границами и чинил всякие препятствия при их разграничении. Поэтому пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на три с половиной года. Относительно данных событий П. Бутков указывает: «Затруднения причинял два года Дауд-бег, что России достались земли при Каспийском море, от которых Шамахи питалась» [68]. Об этом же пишет И. Гербер: Когда в 1724 году между Россиею и турками трактаты заключены быть могли о персидских делах, то от турков в Шемахе поставленной хан Хаджи-Дауд наперёд уведал, понеже по трактатам все хлебородные места, Шабрань и Мушкур, под Российской империи будет, что так Шамахи принуждена будет милости у русских просить, того ради доношением и предложением своим Порте отоманской к тому приводил, что оное сочинение границы… два года продолжалось» [69]. Кроме того, из сообщений Гербера можно сделать вывод о том, что Хаджи-Давуд, кроме Мюшкюра и Шабрана , намеревался вернуть себе и другие ширванские земли, захваченные Россией, в том числе Дербент и Баку. Из анализа источников видно, что Хаджи-Давуд вовсе не намеревался находиться в зависимости от Турции и России и хотел создать независимое государство. В составе Российской империи См.

Так, к 1810 году зона проживания лезгин-кубинцев, Кубинское ханство , было включено в состав России и трансформировано в Кубинский уезд [70]. Вскоре, в феврале 1811 года, было оформлено вхождение в состав Империи самурских вольных обществ лезгин-самурцев, Ахтыпара , Докузпара , Алтыпара. Вольные общества полностью сохранили внутреннее самоуправление, обязывались платить царской администрации подати. Русские войска в Самурской долине не размещались [71]. В 1812 году в Кюре , территории проживания лезгин-кюринцев, были размещены русские войска, власть казикумухских ханов свергнута и учреждён протекторат Российской империи — Кюринское ханство [72]. После введения царского управления самурские лезгины были объединены в Самурский округ. В Кюринское ханство вошли территории Кюринской плоскости, Курахского , Кушанского , Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. А кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии. По новому административному устройству лезгинское население оказалось в составе разных политических образований. Лезгины Кубинского ханства вошли в состав Бакинской губернии , лезгины Кюринского ханства , Табасаранского майсумства и Самурского округа вошли в состав Дагестанской области.

По приказу князя Барятинского , наместника царя Николая I на Кавказе, южная граница Дагестанской области была определена по р. Самур [73]. В 1859 году при взятии русскими войсками Гуниба Хаджи-Насруллах эфенди с сотней мюридов предпринял неудачную попытку прорыва кольца русских войск с целью объединиться с силами Шамиля, запертыми на Гунибском плато. В ходе битвы весь отряд во главе с наибом пал [74]. Также известно о многочисленном ахтынском мухаджирстве в войсках Шамиля [75] , главой которого был Мухаммад-Наби аль-Ахты — кадий Имамата, имя которого было написано первым в списке кадиев Имамата секретарём Шамиля, Мухаммад-Тахиром. В 1838 году в Кубинской провинции, где в том числе проживали лезгины-кубинцы, вспыхнуло народное восстание. Оно было вызвано недовольством местных жителей политикой царской администрации и нежеланием местных жителей пополнять ряды царских войск. Также возымели действие обращения имама Шамиля, призывавшего население Кубинской провинции к восстанию. Восстание приняло стихийный характер, совсем скоро повстанцы осадили столицу — Кубу. Помимо Кубинской провинции боевые действия шли также и в Самурской долине.

В 1839 году, после поражения объединённых сил горцев в Аджиахурском сражении, русские подавили основные очаги сопротивления. Для упрочения власти в регионе были основаны Ахтынская и Тифлисская крепости. Штурм крепости Ахты войсками имама Шамиля в 1848 году В 1848 году имам Шамиль предпринял поход на Самурский округ. По ходу продвижения войск имама, рутульские и лезгинские сёла один за другим переходили на сторону мюридов, оказываясь в состоянии открытого мятежа. Вскоре мюриды заняли центр округа — Ахты. Начался штурм Ахтынской крепости. По свидетельству летописца Шамиля, Мухаммад-Тахира, местные жители особенно ожесточённо штурмовали крепость, из-за чего множество из них легло в бою. Однако, определённая часть ахтынцев, запершись в крепости, поддерживала русскую сторону. В итоге, Шамиль со своими войсками отступил и оставил Самурский округ, за что был обвинён местными жителями в предательстве. Впоследствии, в связи с мятежом, русскими войсками были предприняты карательные меры в отношении самурских сёл.

В ходе покорения Кавказа Царской России сотни тысяч мусульман, включая целые племена, бежали в Османскую империю от российского владычества особо массовым мухаджирством были охвачены черкесы. Эмигрировавшие выходцы из Дагестана осели в Османской империи, где их потомки по сей день составляют кавказскую группу населения. По данным Иззета Айдемира в нынешней Турции чисто лезгинских сёл — семь. В свою очередь М. Моор уточняет, что только в трёх сёлах живут лезгины с. Ортажа и Яйла ила Балыкесир , а также с. Дагестан ила Измир , в то время как остальные населены различными дагестанскими народностями, которых называют лезгинами, подразумевая под ними дагестанцев [76]. Большинство жителей селения Дагестан уст. Меджидие провинции Измир, в частности, выходцы их Ахтынского района [77]. Кюринское ханство Основная статья: Кюринское ханство Кюринское ханство на карте Кавказского края с обозначением границ 1806 г.

Тифлис 1901 г. Во время Кавказской войны в январе 1812 года под протекторатом России было образовано Кюринское ханство с центром в селении Курах. Ханом был назначен племянник казикумухского хана Сурхая II — Аслан-бек. Новообразованое ханство, расположившееся между реками Рубасом и Самуром, включило в свой состав Кюринскую плоскость, территорию Курахского, Кушанского, Агульского и Ричинского союза сельских обществ [78]. Восстание 1877 года К 1870-х гг. Значительную роль в провоцировании восстания сыграла также подрывная деятельность османских эмиссаров. Одновременно с началом военных действий житель г. Самсир Веденского округа Алибек-хаджи поднял восстание против царской власти. Вскоре восстание перекинулось и на Дагестан. Вооружённое выступления началось и среди жителей Кубинского уезда, а 1 октября восстали ахтынцы.

Подняв восстание кюринские мятежники объявили кюринским ханом жителя селения Курах поручика Магомед-Али-бека, восставшие кубинцы ханом избрали подпоручика Гасан-бека, а ахтынцы провозгласили капитана милиции Кази-Ахмеда ханом Самурским [79].

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

  • проблемы азербайджанцев и лезгин - Экспресс газета
  • Выдающиеся лезгины
  • Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии
  • Исторические аспекты

Лезгины: история, культура и особенности этноса

"асул-несил"(на диалекте "асил-несил") которое используется ныне в значении "происхождение, род, благородство. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Традиции лезгинского народа: обзор и описание, следы язычества, свадебные обычаи, семья и роль женщины, праздники.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий