Отличительные признаки агнатского и когнатского родства в римском праве.

4.1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство Подчинением власти главы. Агнaтское родство (agnatio) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки, т.е. родственники – это лица, которые находятся под властью одного pater familias (домовладыки), родственники – агнаты. Особенности этого вида родства. д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. "Шпаргалка по римскому праву". Когнатическое родство – кровное родство.

§ 1. РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

Агнатского и когнатского родство. Юристы классического периода относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. Термин «familia» изначально обозначал только рабов в данном хозяйстве, а позже все, что относится к составу домашнего хозяйства. Подчинением власти одного и того же домовладельца определялось изначальное родство и агнатское родство. агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство - законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. это родство по власти (agnatio). В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство (cogn a tio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям. Агнатское и когнатское родство: С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Агнaтское родство (agnatio) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки, т.е. родственники – это лица, которые находятся под властью одного pater familias (домовладыки), родственники – агнаты. Особенности этого вида родства. В римском праве различались два вида родства — агнатское (agnatio) и когнатское (cognatio). Виды родства. Агнатское родство — это родство по факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии1. Агнатские родственники делились на 2 группы: близкие и дальние родственники. Семейство нового мира, германское, представляется с иными свойствами; значение его основано на кровном родстве, и потому объем его не определен, как в римском праве, строгой, узкой, единообразной мерой. 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка.

Агнатское родство

  • Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия
  • 26.Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.
  • Похожие главы из других работ:
  • Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
  • Семья в римском праве ( агнатское и когнатское родство).

Семья и родство в Древнем Риме. Агнатское и когнатское родство.

Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям. Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении две категории брачных имуществ:— приданое dos — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно.

Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;— брачные дары dos propter nupdas - подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства.

Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением. Конкубинат -регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины не имеющих возможности вступить в полноценный брак например, закон запрещал брак лиц сенаторского сословия с вольноотпущенницей. Дети, рождённые в К.

Вид родства, основанный не по власти домовладыки, а по кровному родству Кто был главным в семье Домовладыка Отец семейства На кого распространялось к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники Как приобреталось родство можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; возникает только с момента рождения других вариантов нет ; Как прекращалось родство родство можно утратить при жизни например, вследствие эмансипации ; родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; нельзя утратить при жизни.

Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке раtеrfаmiliаs определялось и родство.

Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Такое родство называлось агнатским, а родственники, состоявшие в такой связи, — агнатами. Поэтому дочь, вышедшая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев, и наоборот, лицо постороннее, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты В римском праве различались два вида родства: агнатическое; когнатическое. Агнатическое родство Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai.

Агнатическое родство могло быть близким и далеким.

Римская семья. Агнатское и когнастское родство.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы.

Агнaтское родство agnatio — основано на общности подчинения власти одного домовладыки, то есть родственники — это лица, которые находятся под властью одного pater familias домовладыки , родственники — агнаты. Особенности этого вида родства: - можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства, а до того нет родства ; - родство можно утратить при жизни например, вследствие эмансипации ; - родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; - не имеет линий и степеней. Когнатское кровное родство cognatio — основано на общности происхождения от одного предка. Особенности этого вида родства: - возникает только с момента рождения других вариантов нет ; - нельзя утратить при жизни; - нельзя поменять кровные родственники перешедшей дочери — те же ; - характеризуется линиями и степенями. Линии родства: 1.

ПЛАН 1. Основные черты семейного строя. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак iustum matrimonium мог основать римскую семью. В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia1. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia — "домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние — жена, дети, внуки. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас живших своими семьями. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию по закону и завещанию , брачным отношениям, вещномуправу, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые ,смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т. В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийскойдействительности в VI в. Вероятно, целый ряд изменений в классических текстах был осуществлен не непосредственно компиляторами, асоставителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления. Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболееважных направлений в современной романистике. Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения из Марциана, Папиниана и Модестина даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов. Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана председатель и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году одновременно с публикацией Дигест получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического позднеримского, византийского права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены например вышедшие из употребления формы брака,легисакционный и формулярный процесс и т. С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств добавлены квазиделикты. Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоятиз 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала особенно в последней книге имеет некоторые отличия. В первой книге «лица» даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга «вещи» посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к правам на вещи, наследственному и обязательственному праву, а именно, наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав разные виды исков и интердиктов. В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т. Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву. Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство.

это родство по власти (agnatio). Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам. Задание 1 Составить таблицу отличительных признаков агнатского и когнатского родства в римском праве. это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка. Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Первоначально родство определялось подчинением главе семьи. Агнатское родство и когнатское родство – два основных типа родства, которые были важными в обществах исчезнувших народов. Обычно отношения родства основывались на агнатском принципе, где родственные связи определялись мужским предком.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Почему агнатское родство сменилось когнатским. Такое родство называлось агнатским, а родственники, состоявшие в такой связи, – агнатами. это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка. Эти факты указывают на брачно-регулирующую функцию когнатского родства по материнской линии. Но те же функции присущи и когнатам по отцу. Это обстоятельство необходимо сопоставить с известным положением об экзогамии отцовского рода. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство (cogn a tio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.

Список источников и литературы

  • Популярные статьи:
  • Различия между агнатским и когнатским родством: основные особенности и связи
  • Конспекты юриста
  • Римская семья
  • Семейное право в римском праве
  • Таблица - Сравнительные характеристики Агнатское родство

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

Римское право. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство Римское право. Агнатское и когнатское родство. ПЛАН 1. Основные черты семейного строя. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак iustum matrimonium мог основать римскую семью. В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки.

Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia [1]. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности.

И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia — "домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние — жена, дети, внуки. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование.

Римское частное право: казусы, иски, институты. Омельченко О. Римское право: Учебник. Памятники римского права.

Понятие семьи, родства и свойства — www. Новицкого и проф. Смирнов М. Римское частное право конспект лекций.

Выдержка из работы: Некоторые тезисы из работы по теме Римская семья.

Агнатское и когнатское родство. ПЛАН 1. Основные черты семейного строя. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак iustum matrimonium мог основать римскую семью. В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки.

Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia [1]. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.

В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia — "домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние — жена, дети, внуки.

Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас живших своими семьями. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris.

В когнатской системе родственные связи акцентируются на обоих родительских линиях - как мужской, так и женской. В этой системе материнская линия также имеет важное значение, и родственники по материнской линии могут иметь такие же права и связи, как и по отцовской. Когнатское родство нашло свое отражение в различных культурах, где семейная структура и наследство не связаны исключительно с одной линией рода. Эта система может способствовать повышению социальной гибкости и приспособляемости, поскольку различные линии рода могут вносить свой вклад в развитие семьи и общества. Связь между агнатским и когнатским родством Агнатское и когнатское родство являются двумя крайними формами организации родственных отношений. В реальности многие общества имеют системы, сочетающие в себе элементы обоих систем. Некоторые культуры могут придерживаться агнатского родства при наследовании имущества, но уделять большее внимание родственным связям по обеим линиям рода в повседневной жизни.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатское и когнатское родство в римском частном праве. Линии и степени родства. Личные и имущественные отношения между супругами. Семейные субъективные права. Отеческая власть в период республики и в период империи.
Римская семья. Агнатское и когнастское родство. Некоторые тезисы из работы по теме Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Виды брков. Введение. В юридическом смысле семья – это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство - законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. это система родственных отношений, основанная на наследовании и отношениях по обеим линиям рода. В когнатской системе родственные связи акцентируются на обоих родительских линиях - как мужской, так и женской. В результате развития экономики и распада общины появилась агнатская семья, представлявшая собой объединение лиц, основанное не на кровном родстве, а на юридическом подчинении главе семье (агнатское родство – только родственники по отцу). Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови – когнатское родство. 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий